Ссылки для упрощенного доступа

СБ ООН получил проект новой резолюции по введению санкций против Ирана


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Олег Винокуров: Совет безопасности ООН получил проект новой резолюции по введению санкций против Ирана за его неподчинение требованиям совета о приостановке ядерной программы Тегерана.



Аллан Давыдов: Предыдущая декабрьская резолюция Совета безопасности, обязывала Тегеран в 60-дневный срок заморозить обогащение урана и вернуться за стол переговоров. Несмотря на эмбарго касательно поставок Ирану ядерных материалов и технологий и на заморозку зарубежных активов некоторых иранских физических лиц и компаний, Тегеран не подчинился этому решению. Ожидается, что новая резолюция, проект которой единогласно принят всеми пятью постоянными членами Совета безопасности и Германией, будет голосоваться Советом в полном составе на следующей неделе. Новый документ предусматривает эмбарго на экспорт иранских вооружений, замораживание зарубежных активов расширенного круга лиц и компаний, имеющих отношение к иранским программам разработки ядерных технологий и баллистических ракет. В этот круг, в частности, входят компании, принадлежащие Корпусу стражей исламской революции, а также ведущий государственный банк «Сепах». Документ содержит призыв к странам и организациям не выдавать Ирану новые гранты и займы, за исключением тех, которые направлены на гуманитарное развитие.


В какой степени действенной может оказаться новая резолюция по Ирану, которую предстоит рассмотреть Совету безопасности ООН? Об этом я спросил старшего сотрудника Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джона Вулфстала.



Джон Вулфстал: Не думаю, что сама по себе резолюция будет способна заставить Иран изменить свое поведение. И все же любое дополнительное давление, дальнейшие ограничения взаимодействия Ирана с внешним миром в ответ на развитие его ядерной программы - это шаги в правильном направлении, заслуживающие поддержки. Экономические меры, предусматриваемые в проекте новой резолюции особенно важны, если учесть, что иранская политическая и промышленная элита не является монолитной. Одна ее часть полностью поддерживает политику президента Ахмадинеджада. Другие полагают, что он ведет себя чересчур воинственно и бескомпромиссно. Те, чьи финансовые интересы пострадают от этой и последующих резолюций, скорее всего не испытывают восторга от упорства Ахмадинеджада перед лицом мировой общественности. В течение какого-то времени президент Ирана еще может находить поддержку у широких народных масс, но в кулуарах иранских правящих кругов неминуемо встанут вопросы о правильности его политики.



Аллан Давыдов: Судя по заявлению южноафриканского представителя в ООН, не все из 10 непостоянных членов Совета безопасности будут согласны с проектом резолюции. Может ли это повлиять на судьбу этого документа?



Джон Вулфстал: Думаю, что непостоянным членам Совета безопасности будет очень трудно радикально изменить суть резолюции. Наряду с тем, что со всей очевидностью тон в Совбезе задают постоянные члены, другим странам сегодня все труднее вставать на защиту Ирана, учитывая, что он продолжает нарушать решения Совбеза и не обращает внимания на санкции Совета управляющих МАГАТЭ. Возможно, Иран продолжит провоцировать некоторые государства на попытки заявлять об их правах на особое мнение. Но результат будет несущественным.



Аллан Давыдов: В четверг иранская миссия при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке обратилась к Совету безопасности с просьбой позволить президенту Ирана Махмуду Ахмадинеджаду выступить перед Советом до голосования по вопросу о новых антииранских санкциях.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG