Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Жители Литвы считают себя самыми несчастными


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Петерс.



Полина Ольденбург: По последним исследованиям европейских социологов, самыми счастливыми считают себя датчане, а самыми несчастными - граждане стране Балтии и венгры. О том, почему недовольны своей жизнью жители Литвы, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.



Ирина Петерс: Нынешнее литовское «разочарование в жизни» проявляется, кроме прочего, наверное, ярче всего в массовой эмиграции - из трех с половиной миллионов жителей государства более полумиллиона, по неофициальным данным, отправились на поиски счастья в другие края. Несмотря на рост благосостояния последних лет, отсутствие «большой цели» - после того, как мечта нескольких поколений литовцев о независимости сбылась - выражается в таком типичном сетовании жителя страны: «И дом мой теперь полная чаша, и машина есть, да и не одна, сына вот в Англию учиться отправил - а счастья нет…»


Социолог Владас Гайдис считает одной из причин грусти литовцев не только особенность национального менталитета, но и унаследованную советскую привычку «жаловаться на жизнь», а также - характерную для католиков склонность к очищающим душу страданиям.



Владас Гайдис : Протестантские страны - в культуре этого нет, жаловаться… Просто работай - и будешь счастлив! А в католичестве счастье - это в другом мире больше… После этих реформ сложных Литва, как сельскохозяйственная страна, наиболее пострадала. До сих пор экономическая составляющая доминирует.



Ирина Петерс: По наблюдениям социолога, больше всего расстраивает литовцев современная девальвация их прежде абсолютного ценностного постулата - что к счастью ведет честный труд.



Владас Гайдис : Трагическая констатация, что произошло: честный труд уже не ценится, ловкачи пришли на сцену. Надо быть быстрым, ловким, вот эта ловкость, мошенничество даже, вот это.



Ирина Петерс: Литовцы - одни из лидеров Европы по числу суицидов. Самоубийству часто предшествует депрессия - болезнь, так сказать, «потери счастья», чувство невозможности и неспособности быть счастливым. Говорит психолог Александр Алексейчик.



Александр Алексейчик : Век возбужденности и депрессии. Один и тот же процесс с двумя полюсами. Так все интенсифицируется! Люди предъявляют претензии друг к другу огромные и к себе - огромные. Кругом одни враги. Это было в советское время. А сейчас хуже: кругом одни конкуренты. Капитализм - это конкуренция. Конкуренция, конечно, с одной стороны - это интересно, но с другой - страшно. Можно сказать, что депрессия - это реакция на душевную боль. Болезни воспринимаются как определенная защита. Есть такой образ, что депрессия - это как покров, который набрасывается господом Богом, временно отделяет нас от этой всей суеты, и потом выходим обновленными.



Ирина Петерс: Литовский философ Витаутас Алишаускас не придает большого значения социологическим опросам. Он считает, что здесь его соотечественники лукавят.



Витаутас Алишаускас : Литовец избегает говорить, что он счастливый, просто, чтоб не спугнуть свое собственное счастье. Все-таки признаться, что тебе ничего больше не надо, что имеешь все, о чем мечтал - это в каком-то смысле бунт перед богами…


Конечно, литовцы - народ очень амбициозный. Самый простой человек выдвигает себе цели, которых в данный момент достичь не может. Если он имеет что-то, хочет иметь ещё больше. Литовец никогда не будет удовлетворен политическим положением. Не будет удовлетворен обслуживанием, потому что его мама всегда готовит лучше и стирает чище… Так что надо с каким-то юмором посмотреть на эту пресловутую «несчастливость» литовцев!



Ирина Петерс: Врач Екатерина Слизская из Вильнюса, работающая сейчас по контракту в Ирландии, всякий раз при первой же возможности стремиться, как и другие ее соотечественники, хоть на несколько дней приехать в Литву.



Екатерина Слизская : Все равно домой влечет. Воспрянет Литва, поднимется! Ирландия поднялась, когда она вступила в Евросоюз, за счет иностранных инвестиций, на предприятиях появились рабочие места. Ведь вся Ирландия в 50-е, 60-е, 70-е годы была в эмиграции. Когда стало улучшаться, они вернулись. И литовское население, как и ирландское, вернется!



Ирина Петерс: По наблюдениям социологов, жители Дании, как выяснилось теперь, самые счастливые в Европе, резко воспаряли духом после 1992 года, когда их команда стала чемпионом Европы по футболу, и это до сих пор, утверждают психологи, влияет на их самооценку. Теперь близится чемпионат Европы по баскетболу, который называют "второй религии" литовцев, неизменно объединяющей трехмиллионный народ и искренне ими воспеваемой. Так, может быть, это шанс литовцев стать счастливее...


XS
SM
MD
LG