Ссылки для упрощенного доступа

Доклад президенту о правах человека прошел без замечаний


По мнению правозащитников, о многих проблемах уполномоченный по правам человека стыдливо умолчал
По мнению правозащитников, о многих проблемах уполномоченный по правам человека стыдливо умолчал

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин представил ежегодный доклад президенту Путину. Сегодня Владимир Лукин отвечал на вопросы журналистов. По словам омбудсмена, ситуация с соблюдением прав человека в стране медленно, но улучшается, однако нерешенных проблем, по его мнению, остаётся еще много.


Ежедневно уполномоченный по правам человека в России получает около трёхсот жалоб. По словам Владимира Лукина, на первое место среди них вышла жилищная проблема: «Я не могу сказать, что произошли какие-то радикальные изменения по сравнению с прошлым годом. Подавляющее большинство (процентов 46, если я не ошибаюсь) - это жалобы, связанные с различного рода социальными проблемами. Эти социальные проблемы варьируются - жалобы на недостаточность пенсий и зарплат, на недостаточно своевременную их выплату, много жалоб, связанных с жилищными проблемами, особенно, с соблюдением Жилищного кодекса. Эти проблемы связаны с трудной доступностью приобретения жилья, с очень серьезными проблемами, связанными с получением жилья наиболее уязвимыми категориями граждан, бесконечностью тех очередей, которые были, с проблемами получения жилья инвалидами, детьми-сиротами. Жилищная проблема, я бы сказал, сейчас выходит на один из активных планов».


Накануне Владимир Лукин представил доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год» президенту Владимиру Путину. Президент замечаний по докладу не сделал, заметил уполномоченный по правам человека в России. Лидер движения «За права человека» Лев Пономарёв согласен не со всеми положениями доклада уполномоченного: «Я, конечно, имею очень много критических замечаний к этому докладу, но, с другой стороны, хочу заранее сказать, что я понимаю, что вообще позиции могут быть разные у уполномоченного по правам человека, который является государственным чиновником, и у абсолютно независимых организаций. Но это не значит, что я нахожусь с Лукиным в заметной конфронтации. Я с ним взаимодействую. Даже в докладе я заметил, что он неоднократно ссылается на движение "За права человека", в том числе на мои личные обращения».


По мнению Льва Пономарева, Лукин делает «довольно жесткие высказывания по некоторым направлениям», однако когда дело доходит до общих выводов, эта жесткость сходит на нет: например, уполномоченный пишет, что улучшилась ситуация в системе исполнения наказания, в СИЗО и других местах лишения свободы. Лев Пономарев считает, что здесь надо поменять акценты: «С 2006 года ситуация в колониях, в СИЗО, может быть, немного и улучшилась, потому что у нас не так много жалоб из СИЗО, но в системе исполнения, я бы сказал ситуация ухудшалась. Меня удивляет, что, делая общие выводы, Лукин говорит, что ситуация улучшается, и ссылается на национальные проекты. Мне кажется, что национальные проекты вообще не должны фигурировать в докладе уполномоченного по правам человека. В наших правозащитных докладах мы по такому роду вопросов не считаем нужным высказывать. Это деятельность исполнительной власти. Это не касается нарушений прав человека, и хвалить лишний раз исполнительную власть, по-моему, не стоит. Надо говорить о нарушениях, которые исполнительная власть допускает».


Лидер движения «За права человека», по его словам, не нашел в докладе Владимира Лукина рекомендаций по улучшению ситуации с правами человека. «Практически ничего нет о политических преследованиях. Мы говорим о том, что в России появились политические заключенные. Формально это уголовные преступники, но мотивированы все эти дела, бесспорно, политически. Правозащитное сообщество давно создало канонический список политзаключенных. Мы заранее оговариваем, что этот список не полный. В нем люди, которыми занимаются московские организации, и их дела на слуху. Но мы точно знаем, что в регионах России есть такие же политические узники. Это те люди, которые вступили в конфликт с местной властью».


Глава исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова считает, что в нынешнем докладе уделено гораздо меньше места проблеме мигрантов, чем она того заслуживает: «Меня огорчает, что уполномоченный по правам человека миграционной амнистии уделил всего один абзац, в то время как именно при нем, Лукине, работала экспертная группа, которая разработала проект концепции миграционной амнистии. Проект обсуждался и в Белом доме, но почему-то уполномоченный стыдливо про это промолчал. Он остановился на частностях, а всерьез поставить вопрос о том, что примерно миллион наших соотечественников, вернувшихся жить в Россию, по-прежнему не добились облегчения своей участи, [не решился]. Для трудовых мигрантов сейчас начались послабления, а для тех, которые приехали жить постоянно - сплошное крепостное право. Очень жаль, что уполномоченный не кричит про это. Это массовое нарушение прав человека. По 14 лет не могут получить гражданство вернувшиеся жить в Россию».


Историк и политолог Владимир Илюшенко считает, что системный характер носят нарушения прав человека в России: «Есть позиции, по которым я с [Лукиным] не вполне согласен. Он заявил, что ситуация с незащищенностью граждан в России не меняется уже третий год. А я утверждаю, что она меняется, но к худшему. Он заявил, что ситуация неудовлетворительная, но в то же время усмотрел ощутимый прогресс. В чем? В том, что началась реализация ряда важнейших национальных проектов. Но ведь еще неизвестно, как они будут реализованы, к чему это приведет. Он заявил, что наладилась деятельность судов присяжных, но они, к сожалению, раз за разом оправдывают людей, совершивших убийства на национальной и расовой почве. Лукин считает, что ситуация с правами человека в нашей стране заслуживает оценки 2+, а я бы поставил 2- или единицу».


Системные проблемы, считает Владимир Илюшенко, объясняются явственным сползанием страны к авторитаризму: «В последние годы идет, я бы сказал, форсированное наступление на права человека, на остатки демократических завоеваний. Пространство гражданских свобод стремительно сужается. Каждый день придумывается, как бы сделать существующую власть несменяемой. Внесены такие поправки в выборное законодательство, которые превращают выборы в фарс. Все это говорит о том, что, в общем, положение достаточно тяжелое не только в области прав человека, но и вообще в состоянии общества и государства. Поэтому, если тактически в чем-то страна и выиграла, то стратегически мы катимся, по-моему, к очень тяжелой ситуации».
XS
SM
MD
LG