В Великобритании идет расследование обстоятельств захвата 23 марта в Персидском заливе 15 британских военнослужащих фрегата «Корнуолл». Среди главных тем обсуждения остается то, чем на самом деле занимались британцы в этом районе, почему они без сопротивления сдались иранцам, и как они вели себя в плену.
Через несколько часов после того, как самолет с 15 освобожденными британскими военнослужащими приземлился в лондонском аэропорту Heathrow , телеканал Sky News показал интервью с командиром их боевой группы капитаном КрисомЭйр, которое было записано корреспондентом канала за 5 дней до инцидента в Персидском заливе. В коротком разговоре на борту патрульного катера капитан Эйр рассказал о поставленной перед ними боевой задаче – в эстуарии реки Шатт-эль-Араб, впадающей в Персидский залив, на морской границе между Ираком и Ираном британцы занимались, по его словам, борьбой с контрабандой, охраной рыбацких судов, а также сбором информации разведывательного характера об Иране.
«Мы выясняем, что можем, во время разговоров с членами экипажей досматриваемых судов. Говорим, что боремся с пиратами и террористами. Спрашиваем, есть ли у них какая-то информация о пиратстве, а также о любой активности иранцев в этом районе – ведь суда стоят здесь на якоре много дней, а граница-то рядом», - заявил капитан Крис Эйр в интервью. Офицер отметил, что патрульные катера не заходят в иранские территориальные воды.
Телеканал обнародовал видеозапись лишь теперь, чтобы не ставить под угрозу жизни военнослужащих.
Западные СМИ сегодня рассуждают о том, можно ли считать слова капитана Эйра косвенным признанием правоты иранской стороны, утверждающей, что британский патруль был захвачен после того, как вторгся в иранские территориальные воды. Ранее в течении нескольких дней иранское телевидение демонстрировало кадры, на которых пленные британцы с указкой в руках показывали на морских картах, где именно они пересекли иранскую морскую границу. Эти признания, как предполагается, были сделаны под давлением, и всерьез их воспринимать не стоит.
Как именно были освобождены захваченные британцы, пока неясно. Иранские власти утверждают, что получили официальные извинения от Лондона в письменном виде. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр это категорически опровергает: «Мы добились освобождения наших военнослужащих быстрее, чем многие предполагали и - хочу это особо подчеркнуть - добились этого без всяких сделок с Ираном, без всякой торговли, без каких бы то ни было тайных соглашений».
Освобожденные военнослужащие сейчас общаются со своими семьями на базе ВМФ в графстве Девоншир. Министерство обороны Великобритании, которое ведет официальное расследование всех обстоятельств инцидента, уже объявило, что никто из них не будет наказан.
По мнению лондонской газеты «Таймс», командование не имело права посылать на такое задание патруль, вооруженный лишь стрелковым оружием, к тому же без воздушной поддержки, что противоречит общепринятым правилам. Однако главный вал критики прессы обрушился на самих освобожденных – как считают многие журналисты, поведение британцев в плену не соответствовало понятиям о чести. Вот показательная цитата из комментария на эту тему редактора отдела американских новостей газеты «Дейли телеграф», в прошлом военного моряка и военного журналиста Тоби Харндена:
- В начале 90-х я сам служил на этом же фрегате “ Корнуолл ” , так что имею право рассуждать на эти темы. Кроме того, я сам побывал в заложниках в Зимбабве, и меня допрашивали повстанцы в Ираке – в общем, я имею представление о том, что происходит с человеком в таких случаях.
- Думаю, я не единственный, кто считает подобное поведение перед телекамерой раболепным и унизительным. Разумеется, когда вы в плену, вам приходится делать, что вам приказывают. Если твоя жизнь в опасности, разумно подчиняться тем, у кого она оказалась в руках.
- Но, позвольте! По всему видно, что поведение этих британцев перед камерами, во время ранних трансляций их пребывания в плену, было совершенно спокойным - за исключением женщины-матроса Фей Терни, которая казалась напуганной и говорила монотонным голосом. Видно, что с ними действительно обращались очень хорошо. Так перед камерой не сыграешь, расслабленность не изобразишь. Стоило ли тогда с таким пылом играть в сотрудничество и каяться в нарушении чужих границ? Все мы не в первый раз видим кадры с заложниками. И как ведут себя люди, которые, с одной стороны, выполняют приказы своих похитителей, а с другой – вовсе не становятся их сообщниками и слугами. А эти кадры, на которых элита британского флота пожимает руку [Махмуду] Ахмадинеджаду и выражает ему искреннюю благодарность , убеждают меня, что они просто не умеют себя вести. Не хотят, не готовы – это другой вопрос. Я вовсе не хочу сказать, что на их месте плюнул бы этому тирану и демагогу в морду – но и проявлять излишний подхалимаж и вибрировать от радости, наверное, не стал…