Ссылки для упрощенного доступа

Разделение Байру. Кому отойдут голоса третьего лишнего


Взвейтесь кострами. Для победы во втором туре Сеголен Руаль нужно вылезти из классовой кожи, считают эксперты
Взвейтесь кострами. Для победы во втором туре Сеголен Руаль нужно вылезти из классовой кожи, считают эксперты

16 миллионов французов отдали вчера свои голоса за кандидатов в президенты, не прошедших во второй тур. В ближайшие две недели им предстоит определиться со своими симпатиями; их голоса решат, кто в итоге станет шестым по счету президентом Пятой республики. Социологи, впрочем, предполагают, что исход выборов уже предопределен.


Если попытаться резюмировать комментарии итогов воскресной битвы, то явным фаворитом после вчерашнего голосования считается правоцентрист Николя Саркози. Сеголен Руаяль, по словам прессы, заслужила похвалы уже тем, сумела снять проклятие 2002-го года, когда левые не прошли во второй тур, и тем самым восстановить честь социалистов. Исключительно хорошим результатом может гордиться Франсуа Байру, он позволяет ему стать арбитром в новой схватке за президентское кресло, его поддержки будут искать оба продолжающих борьбу кандидата. Наконец, разочарованием обернулись эти выборы для Жан-Мари Ле Пена: 78-летний бессменный лидер Национального фронта набрал даже меньше, чем ему предрекали опросы - в первую очередь потому, что многие его сторонники ушли к Саркози, полагают журналисты.


С сегодняшнего дня президентская кампания вступила в завершающую фразу. Впервые в своей истории Франция увидит прямую дуэль между мужчиной и женщиной. «Новая битва начинается прямо сейчас, и из этой битвы мы выйдем победителями, - заявила вчера Сеголен Руаяль своим сторонникам. - Для этого мне нужны голоса всех социалистов и не только социалистов. Отныне я не принадлежу только своей партии, я должна пойти дальше и собрать вокруг себя весь левый блок. Я должна убедить всех французов, желающих реальных изменений в стране, в том, что именно я их кандидат».


Поддержка со стороны всех партий левого толка социалистке абсолютно необходима, ведь ее правый оппонент получил весьма высокий для первого тура процент. Представители ультралевых движений, а также активистка движения «зеленых» Доминик Вуане уже заявили о том, что остановить победное шествие Саркози является для них теперь безусловным приоритетом; они призвали своих сторонников голосовать во втором туре за Руаяль.


Однако пять ультралевых кандидатов получили вместе лишь около 9% голосов. Этой помощи Руаяль будет явно недостаточно, пишут газеты. Таким образом, решающими могут оказаться симпатии голосовавших за Франсуа Байру. Кандидат-центрист получил сейчас в три раза больше голосов, чем пять лет назад. Идеи примирения и национального согласия, проповедуемые им, привлекли множество избирателей. Но лидеру Союза за французскую демократию так и не удалось заставить соотечественников отказаться от традиционно биполярных политических предпочтений. Это с удовлетворением отметил Николя Саркози в своей речи сразу после обнародования результатов: «Поставив меня на первое место, а госпожу Руаяль на второе, избиратели ясно дали понять, что они продолжают видеть политическую жизнь Франции как противоборство правого и левого идеалов. Я сам и госпожа Руаяль - мы обязаны вести эту борьбу с твердостью и вместе с тем с достоинством и взаимным уважением. Я останусь верен проводимой мной линии. Я должен сказать госпоже Руаяль, что я уважаю ее и ее убеждения. Я бы хотел, чтобы наше столкновение было столкновением двух программ. Французы ждут этого честного, открытого спора, ждут очень давно».


Пока Франсуа Байру не торопится давать указания своим сторонникам. По подсчетам директора социологического института СЭСА Стефана Розеса, «около 16% сторонников Байру вообще откажутся участвовать во втором туре. Это непримиримые центристы, которых не устраивают ни правые, ни левые. 45% центристов отдадут во втором туре свои голоса Сеголен Руаяль, остальные 39% сторонников Байру выскажутся за Саркози. Таким образом, если Руаяль хочет наверстать то, что она упустила в первом туре, она должна убедить как центристов, решивших вообще не голосовать, так и тех, кто склоняется на сторону Саркози. Охота за избирателями-центристами несомненно будет главной составляющей кампании».


Что касается кандидатов правого фланга, а именно Жан-Мари Ле Пена и Филиппа де Вилье, то они объявили, что пока не определились с предпочтениям. Николя Саркози явно не внушает симпатии обоим. При этом многие правые радикалы будут голосовать за лидера Союза за народное движение даже если не получат такого указания, убеждены социологи.


Сюрпризом первого тура стала исключительно высокая явка избирателей. К урнам вчера явились почти 85% французских избирателей. Многие провели в очередях на избирательных участках по несколько часов. Из-за невиданного скопления народа некоторые участки пришлось закрыть позже положенного времени.


Итоги первого тура выборов подводит французский политолог Паскаль Перрино: «Если в 2002-м году в первом туре мы побили рекорд самой низкой явки, то в этом году мы почти побили обратный рекорд. Подобное число избирателей в первом туре было зафиксировано в ходе первых выборов Пятой республики, которые выиграл Шарль де Голль. Так что первый вывод - с политической апатией 1990-х покончено. Второе заключение: Франция вновь разделилась на два блока. Руаяль объединит вокруг себя всех левых, Саркози попытается собрать всех правых. Хотя последние и расколоты, они все же пользуются большей поддержкой у избирателей, нежели левые. По моим подсчетам, правым во Франции симпатизирует около 60% жителей. Левые же ослаблены. Так что в ближайшие дни перед Сеголен Руаяль стоит сложная задача. Конечно, она может рассчитывать как на разобщенность правых, так и на голоса части центристов. Но если судить только по результатам первого тура, то левые сегодня недостаточно сильны, чтобы выиграть президентские выборы. Если же Руаяль решит искать союза с Франсуа Байру, то это поставит под угрозу программу социалистической партии».


Имя нового президента Франции станет известно 6 мая, когда пройдет второй тур выборов.


XS
SM
MD
LG