Ссылки для упрощенного доступа

«Эпоха Бориса Николаевича показала, что Россия жаждала изменений»


Выборы первого в истории России президента. 12 июня 1991 года
Выборы первого в истории России президента. 12 июня 1991 года

Первый российский президент Борис Николаевич Ельцин, который скончался накануне от внезапной остановки сердца, будет похоронен в среду, 25 апреля, на Новодевичьем кладбище. Его похороны будут транслироваться в прямом эфире государственными телекомпаниями. Отпевание Бориса Ельцина состоится в Храме Христа Спасителя. По случаю кончины первого президента Владимир Путин объявил 25 апреля днем траура и перенес свое обращение к Федеральному собранию на следующий день.


Борис Ельцин был госпитализирован в Центральную клиническую больницу 12 дней назад в тяжелом состоянии. Поводом для госпитализации послужила катарально- вирусная инфекция, с которой не справилялись почки и печень. После проведенной в 1996 году на сердце операции аортокоронарного шунтирования Ельцину еще не раз проводились менее масштабные операции.


Накануне вечером в Россию продолжали поступать соболезнования от глав иностранных государств и общественных организаций. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил скорбь по поводу смерти бывшего президента России Бориса Ельцина и отметил заслугу политика в сближении Востока и Запада. Президент США Джордж Буш заявил, что «президент Ельцин был исторической фигурой, которая служила своей стране во время судьбоносных перемен». Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер в своих соболезнованиях подчеркнул, что Борис Ельцин был в первом ряду тех, кто преодолевал наследие «холодной войны».


Соболезнования по поводу смерти бывшего президента России выразил от имени правительства Японии министр иностранных дел этой страны Таро Асо. В его заявлении отмечаются усилия Ельцина в улучшение двусторонних российско-японских отношений, особенно в части спорной «территориальной проблемы». Верховный представитель по внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана назвал Бориса Ельцина одним из великих лидеров конца ХХ века и сказал, что «его руководство останется в исторической памяти России и Европы».


Своими воспоминаниями о Ельцине делятся и российские политики, особенно те, которые работали с ним когда-то вместе.


Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, бывший глава администрации первого президента России Сергей Филатов так говорит о главных заслугах Бориса Ельцина:
- Я думаю, самое главное в состоянии Бориса Николаевича, что, ну, на первых порах, конечно, вместе с Горбачевым они сделали все для того, чтобы в мире нас не воспринимали со страхом. Вторая важнейшая сторона внутренняя заключается в том, что мы поверили друг в друга, мы поверили в то, что мы можем жить в другой России, мы можем жить в свободной России. Пожалуй, из всех демократических компонентов я бы ему должное отдал за два: первое - он сделал Россию выборной и второе - он сделал Россию со свободными средствами массовой информации. Это очень важно. Все остальное, конечно, он не мог успеть сделать, потому что это требует колоссального времени и колоссальных сил, колоссальной консолидации и просвещения населения.
Эпоха Бориса Николаевича показала, что Россия жаждала изменений, и нашелся лидер, нашелся человек, который мог возглавить вот это желание россиян. Что там ни говорили, но все-таки, когда его избирало более 50% россиян.


Директор Института современной политики, бывший замминистра по делам национальностей и региональной политике Владимир Лысенко указал на главную, по его мнению, ошибку первого президента:
- Я думаю, это самая печальная была страница в нашей истории и в истории Бориса Николаевича, когда он с Борисом Березовским подбирал наследника, кто будет после Ельцина возглавлять наше государство. Я думаю, что послушавшийся Березовского, Борис Николаевич, конечно, сделал колоссальнейшую ошибку, приведя к власти нынешнего главу государства. А, может быть, он написал политическое завещание, чтобы после смерти его прочитали. Я очень надеюсь, что, может быть, в этом завещании мы узнаем правду о том, что думает Ельцин о нынешней власти, о том, что нужно делать дальше.
Но мы должны быть благодарны Борису Николаевичу, как и Михаилу Сергеевичу Горбачеву, что все-таки они смогли прорубить окно в Европу в таком тоталитарном государстве, которым был Советский Союз 70 лет. Борис Николаевич, как ледокол, несмотря на свой еще такой постсоветский стиль руководства, в целом выполнил свою историческую задачу - он сломал коммунистический режим.


Лидер движения «Демократический союз» Валерия Новодворская провела исторические параллели, сравнив ельцинскую эпоху с эпохой Александра II:
- Это очень большое горе, потому что мы до последней минуты надеялись: вдруг Ельцин опомнится и захочет достойно и красиво завершить свою эпоху. Выйдет на Красную площадь, встанет в дверях Казанского собора и скажет: что «отдай мне обратно мое президентство, я передумал, ты не будешь преемником». Но, даже если этот неприятный эпизод, что он так и не вышел к Казанскому собору, исключить, все равно россияне будут очень долго ждать следующей ельцинской эпохи, потому что, похоже, больше никто и никогда им ничего не подарит даром: ни Конституцию, ни рыночную экономику, ни свободу, ни независимость России от Советского Союза.
Очень много противотанковых рвов и ежей Ельцин разложил на пути будущей диктатуры. Конечно, это эпоха, равная александровской эпохе для России. И Александр, и Ельцин, оба даровали свободу недостойной ее рабской стране. Я думаю, что слабости и недостатки Ельцина отсеются в истории, как это всегда бывает, и останется великая эпоха, не восемь месяцев свободы, как в феврале 1917-го, а целых восемь лет, даже девять.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG