В Москве вчера пикетировали эстонское посольство. За несколько дней до этого посол Эстонии в Москве была вызвана в российский МИД, где ей была вручена нота.
Речь, естественно, шла о намерении правительства Эстонии приступить к эксгумации останков советских воинов у монумента солдату-освободителю в центре Таллина. Пресс-служба министерства сообщила, что в ноте «содержится призыв к эстонским властям отказаться от планов по переносу памятника и захоронения, направленных, по сути, на пересмотр роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом во Второй мировой войне и противоречащих не только нормам международного права, но и элементарным принципам человеческой морали и гуманизма».
Жестким тоном Эстонии настоятельно рекомендовалось воздержаться от действий, которые могут иметь самые серьезные последствия для отношений между двумя странами. Правда, сами эти «серьезные последствия» в ноте конкретизированы не были. Но несколько ранее это уже сделали депутаты российской Госдумы, заявив, что в случае переноса памятника парламент может прекратить все отношения со своими эстонскими коллегами. А первый вице-премьер Сергей Иванов в начале апреля призвал сограждан проявить «гражданскую позицию» и отказаться от покупки эстонских товаров и поездок в Эстонию.
Гражданскую позицию тут же выразил Россельхознадзор, объявив о возможности проверки эстонской продукции. Вполне понимаю эту позицию, в первую очередь, как сын фронтовика, чьи военные дороги, правда, не проходили через балтийские республики.
В то же самое время, когда скандал вокруг таллинского памятника выходил на международный уровень, власти подмосковных Химок снесли монумент летчикам – Героям Советского Союза, погибшим во время обороны Москвы.
По словам очевидцев, все произошло рано утром: к монументу подогнали рабочих и технику и быстро раскопали захоронения. После этого останки увезли в один из моргов, а в канун Дня победы их предполагается перезахоронить на Химкинском кладбище.
Власти Химок обиделись на журналистов, написавших, что могилы раскопали тайно, посчитав это клеветой. Потому как решение о переносе захоронения погибших было принято постановлением главы городского округа Химки от 08.11.2006 № 1667, и вызвано оно было, во-первых, предстоящей реконструкцией Ленинградского шоссе, а во-вторых, постоянным осквернением захоронения «женщинами легкого поведения отходами своей жизнедеятельности». Так говорится в официальном заявлении администрации Химок.
Ленинградское шоссе планируют вскоре сделать платным, а проститутки уже сейчас приносят неплохой доход, из которого им самим достается лишь малая толика.
Администрацию Химок никто не пикетировал. Не покупать их товары (ведь производят они что-то в своих Химках) не предлагал. Можно было хотя бы бойкотировать матчи футбольного и баскетбольного клубов, которые есть в этом райцентре, но и этого тоже никто не стал делать. СЛУЧИВШЕЕСЯ В ХИМКАХ ПРОСТО НЕ ЗАМЕТИЛИ, и подмосковный город миновала судьба грузинского вина, латвийских шпрот и польского мяса.
Со Дня победы прошло много лет. Со времени московской битвы еще больше. Живых фронтовиков остается все меньше, и многие из них поменяли мнения, их воспоминания потускнели и покрылись коростой предубеждений, новых эмоций и обид.
Но мертвые помнят все.