Ссылки для упрощенного доступа

Студенткам и школьницам Таджикистана запрещено носить в учебные заведения джинсы, мини-юбки и хиджабы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Душанбе Малика Рахманова.



Андрей Шароградский: Студенткам и школьницам в Таджикистане инструкцией Министерства образования республики запрещено носить в учебных заведениях джинсы, мини-юбки, а также хиджабы, традиционные исламские головные платки. Таджикская молодежь по-разному реагирует на это решение, а социологи в Душанбе считают, что излишняя регламентация может привести к снижению уровня образованности таджикских женщин.



Малика Рахманова: Речь не идет о единой форме одежды, студентки могут носить как национальные платья, так и европейский костюм. Главное - одежда должна быть скромной. Однако студенты рассказывают, что дело мини-юбками не ограничилось, девушкам так же запрещают носить и джинсы. Говорит студентка Государственного педагогического университета Таджикистана Нигина Буриханова.



Нигина Буриханова: Я к этому отношусь очень плохо. Я очень возмущена этим, потому что все эти годы, вот уже третий год, я в университет хожу в джинсах, в брюках. Потому что джинсы - это самая удобная одежда, ее можно долго носить, понимаете, но в ней удобно себя чувствуешь. Насчет юбок. Юбки тоже нельзя все носить, есть ограничения, когда носишь юбку, в длине, например, слишком короткую юбку нельзя носить в университет, должна быть длинная. Если даже у тебя длинная юбка, если на ней есть, я не знаю, что-то лишнее, тоже они возмущены этим, им не нравится. Я не знаю, почему. Университет, высшее учебное заведение, да еще хотят ввести единую форму. Мало того, что в школе это все было, но еще и в институте, я не знаю... Мы же сюда идем знания получать, правильно, а не себя показывать перед другими людьми. Мне это, конечно, очень не нравится, но, кажется, все равно без толку возмущаться. Вот мы все возмущены, все студенты, но это ни к чему не приведет. Раз так решили сверху, так и останется.



Малика Рахманова: Кому по душе носить мини-юбки, а кто не рад даже голову оголить. Ущемление прав верующих, так оценивают девушки, носящие мусульманскую одежду. Говорит ученица столичной школы Нелюфар Мирзоева.



Нелюфар Мирзоева: Неправильно. Потому что мы мусульмане, наша мусульманская форма. У них нет прав, потому что сейчас демократия, все как хотят, так и ходят.



Малика Рахманова: Мать девушки Хоснору студентке Таджикско-американского университета говорит, что главное - знания, а не одежда.



Хоснору: У меня двое детей, оба они студенты, дочка и сын, и я даже сама не могу их заставлять одевать то, что мне нравится, потому что я хочу, чтобы мои дети сами выбирали, что им нравится, что им удобно носить. Для меня самое главное, чтобы они в этих учебных заведениях получили хорошее образование, чтобы у них в голове что-то было, а одежда, мне кажется, что необязательно заставлять. Это еще одна лишняя забота и для родителей, и для самих ребят, и для общества.



Малика Рахманова: Некоторые эксперты связывают запрет на ношение хиджабов в учебных заведениях с тем, что в таджикском обществе повышается интерес к исламу. Однако социолог Саудат Алимова считает, что это оценка преувеличена.



Саудат Алимова: Просто стереотип, массовый стереотип, который гуляет в обществе, причем с двух сторон: с одной стороны, исламская партия "Возрождение" и политические исламские структуры, в том числе "Хизб-ут-Тахрир" и иные, или просто суфийские структуры, они заинтересованы в том, чтобы преувеличить свое влияние. С другой стороны, наше правительство так же заинтересовано преувеличить влияние исламских структур, исламистов как таковых для того, чтобы выпросить или выудить деньги у международного сообщества на борьбу с терроризмом, потому что борьба с терроризмом сейчас продается. Поэтому с двух сторон все преувеличивают потенциал исламизма в обществе Таджикистана. Но на самом деле потенциал исламизма в обществе Таджикистана невысокий. Но достаточно сложно разобраться в каждом конкретном случае, когда это признак исламизма и когда это признак поиска религиозной идентичности. Потому что в постсоветское время все постсоветские страны, включая Таджикистан, ищут свою религиозную идентичность. Они поиски насыщены, особенно среди молодежи. С моей точки зрения, ношения хиджаба, это явление в первую очередь связано с поисками религиозной идентичности. Большая часть тех, кто сообщил о том, что носит хиджаб, носит его под воздействием своей семьи и мужчин. Мужское общество в Таджикистане заставляет женщин одевать хиджаб.



Малика Рахманова: Саудат Алимова говорит, что запрет на ношение хиджабов отразится на уровне грамотности женского населения в Таджикистане.



Саудат Алимова: С кем боремся? С женщинами и девушками, которые полностью зависят от своих семей, у которых возможности нет, например, снять хиджаб. Что означает выгнать девушку, которая в хиджабе ходит в вуз? Почему она одела хиджаб? Потому что ее заставили мама, братья, кто оплачивает ее учебу. Всем известно, что вузы у нас не бесплатные. Ей оплачивают учебу, но взамен заставляют одевать хиджаб. Теперь вот она снимет хиджаб. Что скажет ее отец? "Знаешь что, сиди дома, завтра выдам замуж". Против кого тогда правительство борется? Кто хиджабов борется, против девушек? Это же понижает уровень женского образования. Да, в хиджабе, но пусть они закончат.



Малика Рахманова: Другие социологи предполагают, что такого рода запреты могут так же привести к протесту молодежи.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG