Ссылки для упрощенного доступа

Программа Прессинг 06.05.2007


Футбольный клуб создан по прихоти мэра. А по прихоти его приемника распущен


Валерий Винокуров: Много раз мы говорили о том, насколько зависим большой спорт от власть имущих - от их целей, прихотей, а, порой, даже только от настроения. И вот очередной пример, о котором рассказывает киевский журналист Максим Максимов.


Максим Максимов: Киевский горсовет, наконец-то, определился с судьбой муниципального клуба. Команде, возглавляемой одним из самых ярких игроков советского футбола 90-х Александром Заваровым, все-таки дадут доиграть чемпионат, выделив из бюджета 18 миллионов гривен (чуть более трех с половиной миллионов долларов). А после этого город окончательно прекратит финансирование, и «Арсенал», если на него не найдется покупатель, будет ликвидирован. Сегодня клуб оценен всего лишь в 800 тысяч гривен, плюс долги – около 10 миллионов, правда, ни земли, ни инфраструктуры за киевскими «канонирами» не числится.


Возможно, в устах спортивного журналиста это прозвучит неожиданно, однако, по большому счету, с решением киевских властей я согласен. И вот почему.


В годы правления президента Кучмы, когда «Динамо» ходило в фаворитах, кому-то пришла в голову шальная мысль: если с помощью футбола можно добиваться не только финансового, но и политического успеха, то почему бы не завести в столице еще один суперклуб? И тогдашнему мэру Киева Александру Омельченко, который едва справлялся с Федерацией хоккея Украины, президентом которой он был, показалось, что городской бюджет в состоянии «переварить» еще и эту авантюру. Можно только догадываться, что наобещал городскому голове Вячеслав Грозный, какие золотые перспективы нарисовал бывший ассистент и спичрайтер неповторимого Олега Романцева, но так или иначе клуб был создан.


Хотя, при всем желании, клубом это предприятие и сегодня назвать можно с натяжкой – ни тебе тренировочной базы, ни стадиона! Зато вполне приличный бюджет, благодаря чему в «Арсенал» за рекордно короткое время удалось с бору по сосенке собрать вполне боеспособных и амбициозных легионеров, которые умели иногда «показывать зубы». Жаль только, что футбольный нувориш очень быстро обескровил спортивную статью городского бюджета и обрек на нищенское прозябание некогда известные не только в Советском Союзе хоккейный «Сокол», гандбольный «Спартак» и баскетбольный «Строитель».


Но сегодня в Киеве новый мэр. И ему совершенно безразличны амбициозные устремления наследников Омельченко и Грозного. Удивительно, но в мэрии, кажется, начинают понимать, что лучше пускать бюджетные средства на поддержание дышащих на ладан детско-юношеских спортивных секций, чем кормить так называемых профессионалов, которые так и не научились самостоятельно зарабатывать деньги.


А зачем было пытаться их зарабатывать, если по размеру бюджета «Арсенал» входил в пятерку элитных клубов вместе с киевским же «Динамо», донецкими «Шахтером» и «Металлургом», а также днепропетровским «Днепром». Учитывая непрозрачность украинского футбольного бизнеса, можно поверить прессе, утверждающей, что он составлял около десяти миллионов условных единиц. Соответственно высокой была и зарплата ведущих игроков команды. Кстати, как утверждают в мэрии, задолженность по зарплате образовалась лишь в последние месяцы, когда страна с головой ушла в политику.


Не удивительно, что имеющиеся в распоряжении Заварова футболисты не спешили уезжать из Киева и продолжали выступать за «муниципалов». Хотя время от времени из офиса «Арсенала» раздавались встревоженные сообщения, что команде впору идти с шапкой по кругу – не на что выезжать на календарные матчи! И находились сердобольные люди, готовые по установившейся традиции воздвигать перед мэрией разноцветный палаточный городок…


Но, если команда получает зарплату и при этом не борется за выживание в высшей лиге, это еще не значит, что за ее игрой наблюдают десятки тысяч болельщиков. В последнее время даже на «Динамо» киевляне ходят скорее на имя, чаще – за сенсацией, а то и просто по инерции. «Арсенал» же ничего подобного своим поклонникам не предлагает. Поэтому псевдопатриотические высказывания некоторых СМИ о том, что «столица теряет симпатичную команду, которую успели полюбить тысячи киевлян», вызывают, мягко говоря, недоверие.


Забытый спортивными чиновниками «Сокол» в спорткомплексе «Авангард», вмещающем от силы полтысячи зрителей, собирает почти аншлаг. А вот за игрой «Арсенала» на 80-тысячном «Олимпийском» с тоской наблюдали всего лишь 200-300 человек! Хорошо хоть теперь догадались проводить домашние матчи в Борисполе – пусть провинция приобщится к «большому футболу».


А тем, кому по душе громкий клубный гимн «Арсенала», напомню, что лет 50-60 назад в первенстве Украины по классу «Б» участвовала команда завода «Арсенал», снабжавшего военно-промышленный комплекс Советского Союза высококлассной оптической аппаратурой. Игроки и тренеры получали в заводской кассе неплохие по тем временам деньги, и если бы государство в свое время не бросило на произвол судьбы не только физкультуру и спорт, но и знаменитый завод, болельщики до сих пор заполняли бы трибуны уютного стадиончика в самом центре Киева, который со дня на день хваткие инвесторы могут застроить уродливыми небоскребами.


О команде, которая по наследству досталась невезучему Заварову, в случае, если в оставшиеся пару месяцев ее никто не выкупит, вряд ли будут вспоминать избалованные телевидением болельщики. А вот немало недобрых слов клуб все же заслужил: в те недалекие времена, когда «Арсенал» водил в атаку бывший спартаковец, а ныне популярный телекомментатор Вячеслав Грозный, за короткий период умерли два молодых футболиста – Апхазава и Павицкий. Командные медики все списали на слабую физиологию одного и врожденные проблемы с сердцем другого. А ведь ребятам было всего лишь по двадцать!


Не хотелось бы проводить какие-то аналогии, но почему-то никто не вспомнил тогда о фармакологии, которую так любят футбольные экспериментаторы. Ведь именно на допинге в 1997 году, единственный раз за всю историю украинского футбола, был пойман игрок сборной Украины и «Днепра» Сергей Нагорняк. Помнится, тогда ФФУ, не дожидаясь решений международных футбольных институций, отреагировала на удивление оперативно и жестко: футболиста дисквалифицировали на год, а тренеру Грозному было навечно запрещено работать в стране.


В общем, как это ни прискорбно, но история с «Арсеналом» подтверждает правоту классика, убеждавшего нас, что из ничего не выйдет ничего. Настораживает другое: как бы пример уходящей в небытие столичной команды не стал заразительным, ведь ни для кого не секрет, что большая часть украинских клубов во всем зависит от милости содержащих их спонсоров, ничего на футболе не зарабатывающих.


Олег Винокуров: Просто поразительно, насколько близки всевозможные коллизии в украинском и российском футболе. Чуть ли не все то, о чем рассказал киевский обозреватель Максим Максимов, происходило с различными российскими клубами, увы, и в связи с последними пассажами репортажа, где речь зашла о допинге. Различие лишь в том, что в России за это никого сурово не наказали. А ведь сколько было разговоров на эту тему еще тогда, когда вышеупомянутый специалист, Вячеслав Грозный, трудился на московской футбольной ниве.



Экономика большого спорта: президент ЦСКА – должность политическая


Дмитрий Морозов: Сергей Кущенко - один из главных ньюсмейкеров программы «Прессинг». В том числе к этой персоне обращался и наш экономический эксперт, профессор Роберт Воскеричян. И сегодня возник новый информационный повод. Вам слово, профессор.


Роберт Воскеричян: Действительно, Сергей Кущенко весьма не ординарная личность в мире спортивного бизнеса, и не только российского - это уже величина международного уровня. Действительно, он очень часто дает повод серьезно подумать над тем, что происходит в столь близкой нашей рубрике сфере российского спортивного бизнеса.


Дмитрий Морозов: Недавно мы говорили о том, что баскетбольный клуб ЦСКА раскрыл свой бюджет.


Роберт Воскеричян: Да, и, видимо, это было не в последнюю очередь благодаря деятельности и инициативе самого Сергея Кущенко. Перейдем к этому информационному поводу. А он достаточно серьезный, потому что Сергей Кущенко дал интервью одной из ведущих деловых газет России, газете «Ведомости». И, в общем-то, интервью, целиком и полностью, посвящено идее спортивного бизнеса. Без всякой личной нотки, очень сухо, очень конкретно, очень по-деловому.


Начало интервью меня, честно говоря, несколько разочаровало. И вот почему. Некоторые такие американские горки. С одной стороны, он говорит правильные вещи, посыл правильный, а те комментарии, которыми он сопровождает свой тезис, не выдерживают критики. Привожу пример, чтобы не быть голословным. Его спрашивает корреспондент, за счет чего можно повысить популярность какого-либо вида спорта.


И он говорит совершено очевидную вещь, что только за счет телевидения. «Понятно, что в современную эпоху без телевидения невозможно раскрутить ни один вид спорта, невозможно поднять его на ту высоту, с которой он уже будет сам катиться и зарабатывать деньги для себя и для тех, кто в него когда-то вкладывал деньги».


После того, как сделано правильное предположение, идут, на мой взгляд, совершенно неправильные выводы - если бы была конкуренция, то клубы учились бы зарабатывать. «Например, - говорит Кущенко, - «НТВ-Плюс» попыталось организовать футбольные трансляции по принятой на Западе схеме». (Что, вообще, очень сомнительно, потому, что на Западе такие схемы называются умышленным ограничением конкуренции и караются, если он имел в виду то, что сотворили господа из РФПЛ и «НТВ-Плюс»).


Дальше. «Тарелки с чемпионатом России предлагали болельщикам за смешнее деньги – от 300 рублей в месяц, но вмешался административный ресурс». Сразу несколько претензий. Во-первых, 300 рублей это стоимость одного пакета. И то, они собирались сократить стоимость пакета на футбол. То есть эти матчи, процентов 90, смотреть просто невозможно. Это вредно для здоровья. И что это такое – «тарелки с чемпионатом»? Тарелки с супом - я понимаю, а «тарелки с чемпионатом»? Если имеются в виду тарелки, которые принимают сигнал со спутника, то они стоили от 12 тысяч и выше.


Дмитрий Морозов: В Томске вообще 17 тысяч.


Роберт Воскеричян: И вообще человеку, который родился и вырос в поселки Новые Ляды Пермской области, в общем-то, не худо иногда вспоминать провинциальную жизнь и понять, что в регионах, а таких регионов немало, где средняя заплата еще только приближается к 3-м тысячам, 300 рублей в месяц это очень серьезные деньги, это 10 процентов от бюджета человека, который работает. И эти «тарелки с чемпионатом» открывают еще одну претензию.


Это очень яркое свидетельство того, что, помимо того, что надо быть хорошим спортивным менеджером, а он сейчас начальник ЦСКА, понимать, а он глубоко понимает, я это признаю, он свою профессию знает, и не только одеваться, как говорят французы «хорошо носить костюм», но нужно еще и хорошо говорить по-русски. А все эти «тарелки с чемпионатом», «прикольно», «тусовка», «мажоры», «кайф», который он получил от игры своей команды, это можно говорить в кругу близких друзей или на завалинке. Но если ты являешься начальником большого ЦСКА, это, по сути, не спортивная, а уже политическая должность. И великому и могучему русскому языку господин Кущенко мог бы уделить чуть больше внимания.


Оставим пока претензии и поговорим о том, что позитивного в этом интервью. Позитивное то, что он не боится идти с открытым забралом на своих конкурентов. И он очень интересно описывает, как они вели переговоры с американцами, с НБА, по поводу их приезда на выставочные матчи. Когда американцы попросили для 100 человек делегации оплатить дорогу и массу всяких других претензий. В результате, когда Кущенко вступил в переговоры, из 100 человек осталось 27, включая баскетболистов. Это говорит о том, что это хваткий, умный и ловкий менеджер, который знает, чего хочет, и умеет этого добиваться.


Он сетует на то, что американцы почти всю выручку и от телевидения, и от рекламы забрали себе, почти всю выручку от билетов. То есть российской стороне досталась только часть выручки от билетов и часть рекламной площади на бортовых щитах. И он пытается расширить сферу своего влияния, а его американские партнеры не дают.


Это не удивительно, я надеюсь, что ему удастся это сделать, потому что другого пути нет, кроме как в такой вот открытой конкурентной борьбе попытаться отвоевать свое место под солнцем и под рекламным солнцем, в частности. И у него это более или менее получается. По крайней мере, если американцы привезли миллион долларов из этой поездки, то структура, возглавляемая Кущенко, потратила 2 миллиона долларов и, как он сам признает, все 2 миллиона были отбиты и, возможно, там какая-то небольшая прибыль образовалась.


Что меня, как ведущего рубрики «Экономика большого спорта» только радует. Потому что чем больше таких примеров истинного спортивного бизнеса на началах рентабельности, самоокупаемости и здоровой конкуренции, тем лучше. Согласен с ним, когда он сетует, что очень мало грамотных спортивных управленцев.


Действительно, это так. Он ссылается на немногочисленные примеры, и приводит в пример президента родственного ему футбольного клуба ЦСКА Евгения Гинера. Здесь я с ним не соглашусь только в одном: это не связано с тем, что есть проблемы в подготовке. Если говорить о подготовке, то в случае с Гинером это его практика.


Очевидно, в случае с Гинером, имеет место некий природный фактор, назовем это так, чтобы слишком эту тему не развивать. Но, в общем и целом, посыл Кущенко о том, что нет системы подготовки менеджеров, полностью оправдан. Я процитирую целый кусок. Очень важно понимание и мироощущение одного из ведущих деятелей спортивного бизнеса России, с которым я абсолютно согласен.


Вот, что говорит Кущенко: «Крупные компании вкладывают большие деньги и им сразу нужен результат. Мало того, что построить систему управления клубом сложно, инвесторы не хотят доверять людям со стороны. Их можно понять. Хочется, чтобы твоими миллионами распоряжался свой человек. Но вовсе не факт, что менеджер, который хорошо продает газ, нефть или удобрения сможет хорошо наладить работу спортивного клуба.


Вот и получается, что большие деньги затрачиваются на основной состав команды. А о развитии фундамента – дубль, детские спортшколы, тренировочные базы – руководитель не очень задумывается. Как и об увеличении доходной базы. А зачем? Ведь есть надежный источник дохода в лице акционера».


Мы начали с критики довольно жесткой, хотя и заслуженной, потом отдали должное его талантам. А сейчас есть одна тема, которую мы не имеем права упустить. Это тема связана с его новой работой в качестве начальника ЦСКА, где он не только занимается профессиональным баскетбольным клубом, но, кроме этого клуба, обязанности руководителя которого с него никто не снимал, он еще и курирует весь армейский спорт.


Причем даже его власть в какой-то степени распространяется на хоккейный и на футбольный клубы в той части, в которой спортивное общество ЦСКА владеет акциями – от 15 до 20 процентов. То есть, соответственно, он дают лицензию на то, чтобы этим брендом могли пользоваться. Естественно, это взаимовыгодно, но, тем не менее, есть некие формальные договоренности.


Я просто хотел напомнить, что примерно год назад в одном из дневных выпусков «Прессинга» мы говорили об этой идее. Тогда еще Кущенко был только руководителем баскетбольного ЦСКА. Идея была такая: объединить все спортивные активы, это все очень хорошо, но маленькая ложка дегтя и здесь есть, совершенно очевидно. Такой, я бы сказал, вульгарный коммерческий подход, подход коммерсанта обыкновенного к тому, как собирать под своей крышей клубы. Вот ЦСКА - это хорошо, хоккейный тоже вроде оклемался, - говорит Кущенко, - мы его привечаем, баскетбольный и обсуждать нечего, это - жемчужина армейского спорта. А команды по другим видам спорта, допустим, волейбольная, пока еще существует, но влачит довольно жалкое существование.


Возобладал принцип: пусть сильные станут сильнее, а слабые умрут. Я думаю, что жизнь очень быстро скорректирует такую позицию начальника ЦСКА. Ибо это позиция бизнесмена, но не государственного мужа. А как мы сказали вначале, должность начальника большого ЦСКА - это позиция политическая.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG