Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вице-президент Чени провел переговоры в Багдаде. Чем могут ответить Соединенные Штаты на террористические акты с применением ядерных материалов? Американские церкви готовы стать убежищем для нелегальных иммигрантов


Юрий Жигалкин: Вице-президент Чени провел переговоры в Багдаде. Чем могут ответить Соединенные Штаты на террористические акты с применением ядерных материалов? Американские церкви готовы стать убежищем для нелегальных иммигрантов. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Белый дом решил подтолкнуть иракское правительство к принятию важных законов, считая, что ближайшие месяцы станут решающими и в определении и будущего американского контингента в Ираке, и в определении будущего самого Ирака. Так американские комментаторы комментируют неожиданный визит вице-президента Чейни в Багдад. Во время необъявленного появления в столице Ирака вице-президент встретился с иракскими лидерами и, по его словам, был приятно поражен приверженностью иракцев поиску решений серьезных проблем. Впрочем, главные заявления Дик Чейни сделал за закрытыми дверями кабинета в американском посольстве в Багдаде, где он встречался с руководителями Ирака. Их суть, согласно непоименованным источникам в Белом доме, заключалась в том, что иракцы без промедления должны принять законы, которые помогут обеспечить права всех этнических и религиозных групп. Прежде всего это законы о справедливом делении доходов от экспорта энергоресурсов, возвращение некоторых прав бывшим членам баатистской партии и закон о проведении местных выборов. Вице-президент Чейни также призвал иракских парламентариев заняться делами и отказаться от двухмесячных парламентских каникул, запланированных на летние месяцы, во время которых парламент закрывается. Это решение возмутило многих критиков администрации Буша в Конгрессе.


Что, собственно, пытается добиться в Ираке Белый дом, в то время как скепсис по поводу будущего иракской кампании становится доминирующим чувством в Соединенных Штатах? Вопрос – директору Филадельфийского института внешнеполитических исследований Харви Сикерману.



Харви Сикерман: Прежде всего, признаков стабилизации ситуации. И, судя по некоторым данным, стратегия применения доминирующей силы дает результаты, по крайней мере, в Багдаде. И это даже несмотря на то, что половина дополнительного двадцатитысячного контингента все еще не прибыла в Ирак. Это самый обнадеживающий знак, поскольку если не удастся обеспечить безопасность даже в Багдаде, то невозможно надеяться на успех ни в чем другом. Перед администрацией Буша стоят гигантские проблемы. Это и нерешительность иракского премьера, который явно маневрирует, не решаясь окончательно порвать с радикальными шиитскими группировками. Он опасается, что в случае ухода американцев эти группировки возьмут реванш за все. Это и политические трения в Вашингтоне, поставившие под вопрос судьбу законопроекта о финансировании операций в Ираке и Афганистане. Это и явные разногласия внутри администрации: как известно, Госдепартамент призывает к сотрудничеству с Сирией и, возможно, с Ираном ради стабилизации Ирака, а в окружении президента в Белом доме – другие настроения.



Юрий Жигалкин: Но судя по всему, чем бы ситуация ни обернулась в Ираке в ближайшие месяцы, американские войска скорее всего останутся в стране, по крайней мере до конца президентского срока Джорджа Буша?



Харви Сикерман: Похоже на то, но ситуация может в корне измениться, если к осени не будет достигнут ощутимый прогресс, и критики Белого дома сделают вывод, что новая стратегия не сработала, что мы продолжаем нести бессмысленные потери в Ираке. И тогда в Конгрессе может в самом деле принять закон, который свяжет руки президенту, прекратив финансирование операции. Пока большинство законодателей готовы дать президенту чуть больше времени.



Юрий Жигалкин: Директор Филадельфийского института внешнеполитических исследований Харви Сикерман комментировал неожиданный визит вице-президента Чейни в Ирак.


К немыслимой перспективе террористических ядерных ударов по Соединенным Штатам пытаются подготовить страну американские эксперты. Согласно сведениям газеты «Нью-Йорк Таймс», Белый дом организовал специальную группу, цель которой – отследить пути нелегальных поставок ядерных материалов, попытаться упредить террористов и подготовить планы наказания поставщиков материалов.


Слово – Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: Сегодня страны, обладающие ядерным оружием, досконально знают, сколько друг у друга боеголовок, сколько ракет способно их доставить, с каких субмарин, бомбардировщиков или подземных шахт эти ракеты могут быть выпущены. Реакция на такой удар последует незамедлительно. Но если в американском городе сработает ядерный заряд, тайно доставленный террористами в на территорию США, – останется ли такое ядерное нападение безнаказанным? По словам специалистов, происхождение исходного материала будет выяснено, если удастся идентифицировать его образцы по базе данных МАГАТЭ. Радиоактивные материалы не анонимны, они, образно говоря, несут печать производителя. Но в базе МАГАТЭ существуют пробелы.


Роберт Литвак, сотрудник вашингтонского Центра международных исследований имени Вудро Вильсона, входит в группу экспертов, привлеченных Белым домом, к разработке концепции ответа на ядерную угрозу со стороны террористов. Основным приоритетом он считает необходимость блокировать всяческую возможность расползания ядерных материалов из ряда стран, которые ими обладают.



Роберт Литвак: Страны, вызывающие наибольшую озабоченность, - это Россия и Пакистан. В 2004 году выяснилось, что пакистанский ученый-ядерщик Абдул Кадыр Хан продавал ядерные технологии Ирану, Ливии и Северной Корее. Хотя пакистанские представители уверяют, что все под контролем, не ясно, сохранится ли этот контроль после ухода президента Мушаррафа. В России же ядерных материалов накоплено чрезвычайно много. И после распада огромной ядерной державы СССР на 15 независимых государств просто не может не возникнуть сомнений в надежности режима хранения и транспортировки этих материалов. Американские представители, инспектировавшие российские ядерные объекты, продолжают выражать озабоченность возможностью проникновения посторонних лиц на эти объекты.



Аллан Давыдов: А каким может быть ответ США на теракт с применением ядерных материалов? Наказывать страну – источник материалов?



Роберт Литвак: Это действительно стало бы очень сложной дилеммой для США. Считаю, что мы не должны загонять в себя в ловушку поиском способов возмездия указанным странам на случай, если это произойдет. Многие эксперты пытаются убедить Белый дом в том, чтобы сделать акцент на усилении стимулов для России и Пакистана в укреплении безопасности ядерных объектов.



Аллан Давыдов: И все же чем из ядерного арсенала могут воспользоваться террористы, как вы считаете?



Роберт Литвак: Мы полагаем, что, скорее, террористы попытаются применить менее наукоемкую «грязную бомбу», вызывающую радиоактивное загрязнение. Это, скорее всего, будет не ядерный взрыв как таковой, а распыление радиоактивного вещества на обширном пространстве, в том числе и посредством обычного взрыва. Пока, насколько известно, создание таких взрывных устройств представляет главную техническую проблему для террористов.



Аллан Давыдов: По словам Роберта Литвака, американской администрации предстоит четко сформулировать и обнародовать свою позицию относительно ответственности стран за утечку с их территории ядерных материалов, которые будут применены для нанесения ущерба Соединенным Штатам.



Юрий Жигалкин: К неудовольствию финансовых рынков федеральная резервная система – американский Центральный банк – оставил в среду неизменной кредитный процент, он сейчас составляет 5,25 процента. Инвесторы призывают главных банкиров страны снизить процент, чтобы оживить экономическую активность, поскольку экономический рост снизился в первом квартале наполовину в сравнении с концом прошлого года. Однако в своем заявлении Центральный банк заявил, что самую большую угрозу благосостоянию страны составляет инфляция, и он готов сделать все, чтобы удержать ее под контролем, по-видимому, даже подвергая экономику риску рецессии. Впрочем, федеральные эксперты предсказывают вполне уверенный 3-процентный экономический рост в нынешнем году.


Две сравнительно юные иммигрантки из России, сестры Анжела и Диана Князева, старшей – двадцать один, младшей – девятнадцать лет, потрясают американский профессорский истэблишмент. Они получили профессорские должности в университете Рочестера в штате Нью-Йорк и в сентябре начнут международный финансовый менеджмент. За свои недолгие годы сестры успели экстерном сдать экзамены за среднюю школу, родители обучали их дома, закончили институт в России в тринадцать и четырнадцать лет и защитить кандидатские и докторские диссертации в области международной политики и бизнеса в престижных Стэнфордском и Нью-Йоркском университетах. «Я не думаю, что термин «гений» подходит в нашем случае, - говорит в интервью газете «Нью-Йорк Пост» одна из сестер, - нам попросту были даны замечательные возможности, и нам представились уникальные обстоятельства. Тот факт, что я младше наших многих студентов, никак не отразится ни на моей преподавательской, ни на моей исследовательской работе».


Американские церкви разных деноминаций готовы бросить вызов государству. В среду они объявили о готовности дать убежище нелегальным иммигрантам, преследуемых властями. Разговор не идет о превращении храмов и синагог в островки безопасности для миллионов нелегалов, но эта акция несет сильный символический заряд.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Церкви в пяти крупнейших городах Америки планируют спасти нелегальных эмигрантов от депортации, предоставив им убежище в своих храмах, если законодатели не найдут пути, как легализовать 12 миллионов иностранцев. Католические приходы в Лос-Анджелесе и лютеранские в Северном Голливуде решили, что каждый храм даст приют одному нелегалу. Церкви в ряде других городов сделают то же самое. Организаторы этого движения считают, что сотрудники иммиграционной службы не пойдут на аресты нелегалов в храмах. Основанием для этого служит случай с Эльвирой Ареллано, нашедшей убежище в методистской церкви в Чикаго. Эта нелегальная эмигрантка из Мексики прячется там с августа прошлого года. Эмиграционная полиция не решается её арестовать, хотя имеет на это право.


Решение церквей вызвало протесты и споры по всей Америке. Однако Дэниел Рестрепо, директор вашингтонского «Центра за американский прогресс» считает, что не следует слишком серьёзно воспринимать новое церковное движение по предоставлению убежища нелегалам.



Дэниел Рестрепо: Это новое движение даёт несколько ложное представление о своих намерениях. Церкви не собираются давать приют уголовникам или террористам. Это, скорее, политический жест: церковь показывает, что нынешняя эмиграционная система не эффективна, и законодатели должны, наконец, реформировать её.



Ян Рунов: Калифорнийский адвокат, бывший полицейский в Лос-Анджелесе Доналд Свайцер возражает.



Доналд Свайцер: Прежде всего, дело не в том, что неэффективна законодательная система. Проблема в том, что судебная система не следует этим законам. Нужно не переписывать законы, а следовать букве существующих. А решение церковников я считаю антигосударственным заговором по сокрытию преступников, нарушителей закона. Этим церковь хочет привлечь внимание не к несчастным нелегалам, а к себе самой. Потому что, понятно, в нашей стране нет столько церквей, чтобы спрятать 12 миллионов человек.



Ян Рунов: Инициативу христианских церквей поддержали также мечети и синагоги Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Чикаго, Сиэтла и Нью-Йорка. «Для нас это акт милосердия и гостеприимства», - сказал раввин Майкл Файнберг, представляющий нью-йоркскую Рабоче-религиозную коалицию. Но он и другие священнослужители обещают, что прежде чем предоставлять убежище, они будут проверять, нет ли у нелегалов криминального прошлого, и аккуратно ли они платили налоги.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


Лучшей песней недели в списке хитов журнала «Биллборд» стала композиция « Because of you » в исполнении молодой звезды ритм-н-блюза Ни Йо…


XS
SM
MD
LG