В Петербурге во вторник был представлен фильм о первом петербургском Марше несогласных, состоявшемся 3 марта, когда на улицы города вышло около пяти тысяч человек. Все закончилось в тот день разгоном демонстрации. Фильм называется «Свобода. Эпиграф».
«Это - наш город! Это наш город!» - это скандирует поток горожан на Невском. Камера перемещается чуть вверх, показывая панораму людской реки. Здесь явно больше людей, чем «в двух вагонах, приехавших из Москвы и устроивших беспорядки» - это слова губернатора Валентины Матвиенко. Камера беспристрастно фиксирует все происходящее - омоновцы выхватывают из колонны всех, кто держит любые флаги, смыкают ряды, а в ответ горожане скандируют «Фашисты!». Раздаются голоса петербуржцев, выкрикивающих «Позор!» и «Матвиенко - в отставку!». Затем появляются кадры, по которым можно судить о составе демонстрантов - тут и молодежь, и люди среднего возраста с детьми, и пожилые горожане.
Показ фильма проходил в помещении правозащитной организации «Гражданский контроль». Во время показа одной женщине стало плохо. Она узнала омоновца, который до полусмерти избил ее мужа, в результате чего он оказался в реанимации. Сейчас они готовят материалы для обращения в суд. Возможно, кадры из фильма будут приобщены к доказательной базе.
Показанный фильм вызвал разную реакцию, но в его общественном значении, в ситуации информационной блокады, которую устраивает нынешняя власть, не сомневался никто, говорит заместитель председателя правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин: «Художник имеет право на свою точку зрения. Слава богу, что такая точка зрения есть. А второе для меня очень важное, что состоялся фильм почти самой позорной страницы нашей власти в истории города на самой светлой странице становления гражданского общества в Санкт-Петербурге. Я очень рад этому обстоятельству. Фильм мне понравился. Я его смотрел с болью в сердце и с радостью».
Отвечая оппонентам, автор и режиссер фильма Алексей Домнин особо подчеркивал, что он и не ставил перед собой задачу сделать политический фильм. Он делал фильм о людях: «Фильм "Свобода. Эпиграф" получился абсолютно спонтанным. Потому что я позвонил Антону и говорю - поехали, там что-то будет происходить. Берем камеру, берем с собой микрофоны. И вот получился фильм. Заказа никакого не было. Это кино про преодоление людьми, которые вышли на улицу 3 марта 2007 года, чувства страха и обретения чувства свободы. Человек, посмотревший этот фильм, он не сделает... Чего они вышли? Чего они хотели? Против чего они выступали или за что? У каждого было свое».
Своим появлением фильм «Свобода. Эпиграф» о событиях 3 марта в Петербурге в основном обязан оператору Антону Косенко, который в течение полутора часов не переставал снимать хронику, неся камеру на плече. Профессиональные операторы знают, как сложно снимать в толпе, при ежесекундно меняющейся ситуации, тем более при таком отношении правоохранительных органов. «Как только мы записали первый стендап, к нам подошел милиционер и начал требовать какое-то мифическое разрешение на съемку, которое не требуется вообще», - рассказывает Алексей Домнин.
«Мы не знали, чем это кончится, во что это выльется. В общем, обошлось», - добавляет Антон Косенко.
Песня, которая звучит в фильме, была написана 20 лет назад, когда в России только начинались процессы демократизации, оказалось, что она актуальна и по сей день, говорит Антон Косенко: « "Свобода" была одной из первых песен, написанных Алексеем. В результате она записана где-то в середине 90-х, и уже к тому времени немножко претерпела небольшие изменения, но в общем и в целом то наше состояние, при котором она была написана, она сохранила и по сей день. Она вошла в фильм совершенно органично».
Лидер петербургского «Яблока» Максим Резник считает, что и события 3 марта, и сам фильм еще будут оценены в историческом смысле: «Это событие, безусловно, историческое. Потому что, я не знаю, сколько страничек в российской истории будет перевернуто или просто уголок странички будет загнут, но это мы только со временем сможем оценить то, что сделал Алексей, то, что сделала съемочная группа. Сейчас это невозможно оценить, но точно это очень важная штука, это историческое событие, потому что этот момент во многом переломный, я считаю. Можно долго спорить должен был быть политическим фильм, не должен. Мне лично фильм нравится. Я считаю, что, в данном случае, я имею дело с художественным произведением. Поэтому вообще смешно обсуждать каким он должен был бы быть».
Понимая, что в России фильм не удастся показать на телеканалах - или даже продавая его на дисках - Алексей Домнин со своей группой готовят сейчас англоязычную версию фильма, которая будет показана на западе, а затем выложена в Интернете.