Намерен ли один из главных богачей страны мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг баллотироваться в президенты? Недавние неожиданные поездки и выступления мэра в штатах, проводящих самые ранние первичные выборы, заставили задаться этим вопросом и наблюдателей, и кандидатов, уже объявивших о своих видах на президентство.
Дело в том, что вступление в борьбу столь крупной фигуры с неограниченными финансовыми возможностями и неясной партийной принадлежностью может в корне смешать все предвыборные карты даже ведущих кандидатов в президенты. За девять месяцев, оставшихся до первичных партийных выборов, на которых кандидаты должны заручиться поддержкой своих партий, избиратели не проявляют заметного энтузиазма даже по поводу кандидатур политических звезд – Хиллари Клинтон, Джона Маккейна или Барака Обамы.
Опросы показывают, что избиратели стабильно разочарованы республиканцами, но они начинают испытывать подобные чувства и в отношении демократов, которые стали партией большинства в Конгрессе почти полгода назад, но отметили себя лишь попытками заблокировать финансирование иракской и афганской кампаний. Закаленные в предыдущих президентских кампаниях, политические стратеги предчувствуют тектонические сотрясения в традиционном раскладе политических сил, они считают, что может быть брошен вызов монополии двух партий на президентство. Ими создана группа «Единство-2008», цель которой – найти и поддержать альтернативного кандидата, указать третий вариант, центристскую альтернативу. Естественный кандидат на роль разрушителя статуса-кво – Майкл Блумберг.
Вот как оценивает перспективу появления третьей силы в предвыборной гонке профессор Флоридского университета Дэрилл Полсон:
- Американцы разочарованы в политиках и в политике вообще. Рекордно низкий рейтинг сейчас не только у президента Буша, но и у его оппонентов из демократической партии в конгрессе. Избиратели не доверяют обеим политическим партиям. В такой ситуации можно предположить, что в 2008 году появится независимый кандидат в президенты США. Он может представлять некую третью партию, либо стать чем-то средним между двумя ведущими партиями, если в прошлом он состоял в одной, потом перешёл в другую, а по политическим взглядам остался где-то посредине. Таким, в частности, представляется нынешний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Сейчас каждая партия пытается перетянуть его на свою сторону, чтобы получить сильного союзника и одновременно нейтрализовать опасного конкурента. Союз с Блумбергом пытается заключить, например, консервативный республиканец, но противник войны в Ираке, сенатор Чак Хэйгел из Небраски.
- Есть ли шансы у независимого кандидата стать президентом?
- Если взглянуть на историю кандидатов в президенты от третьей партии, то мы увидим, что подобные попытки делались, но ни одна не увенчалась успехом. Ближе к цели подходили те, кто были очень известны всей Америке и могли набрать достаточное количество политических сторонников. Таким был Теодор Рузвельт в начале прошлого века, когда на выборах 1912 года шел в президенты от Прогрессивной партии, пытаясь победить республиканца Тафта и демократа Вудро Вильсона. Вильсону Рузвельт проиграл, хотя страна хорошо знала его как бывшего президента-республиканца. А если кандидат мало известен избирателям, как это было, например, с Россом Перо в 1992 году, то он должен обладать колоссальными денежными ресурсами, чтобы сделать себя известным.
Майкла Блумберга, хотя он и мэр крупнейшего города США, а его фамилия его известна в финансово-экономических кругах, избиратель в американской глубинке не знает. Но это его не пугает, ибо он может истратить на президентскую избирательную кампанию миллиард собственных денег. Это его плюс, и одновременно минус. Большинство американцев не слишком доверяют мультимиллиардерам, ибо не думают, что такой человек может понять проблемы малоимущего и среднего класса. С другой стороны, очень богатый кандидат всегда может сказать, что, финансируя свою предвыборную кампанию, не зависит от чужих денег и никому ничем не обязан. Но, даже проиграв, независимый кандидат может оказать большое влияние на ход выборов и на избирательную программу кандидатов от двух ведущих партий. Росс Перо отобрал голоса, в основном, у Буша-старшего и, сам не желая того, помог Биллу Клинтону стать президентом. Независимый кандидат может помочь избирателям лучше понять, кого они хотят видеть в Белом доме, а партиям республиканцев и демократов скорее решить, кто должен стать президентом.