В Петербурге вынесен очередной приговор по обвинению в использовании в личных целях труда солдат-срочников. Правозащитники выражают недоумение по поводу мягкости приговора. Начальник ракетных войск и артиллерии Ленинградского военного округа, генерал Михаил Акулов должен заплатить штраф в 30 тысяч рублей за то, что в течение десяти месяцев использовал труд солдат на строительстве двух дач.
Генерал-майор обустраивал свои дачи, одну в Лужском районе, другую во Всеволожском. За рабочей силой на первом объекте генерал Михаил Акулов в начале июня 2004 года обратился к командиру воинской части № 02561. Он попросил выделить ему нескольких военнослужащих для выполнения хозяйственных работ. Командир отказать не мог, и с июня по сентябрь 2004 года сроками от двух до пятнадцати дней командование части выделяло шестерых бойцов для работ на генеральской даче. А с сентября 2006-го по февраль 2007 года для работ на второй дачи в распоряжение Акулова выделялись военнослужащие из воинских частей №02561 и №25608. Обращался начальник ракетных войск и артиллерии Ленинградского военного округа и за автотранспортом. Как выяснило следствие, в результате использования автотранспорта воинских частей в личных целях Михаила Акулова государству был причинен ущерб в размере 103 тысяч 209 рублей, моральный ущерб, нанесенный генерал-майором Российской армии и ее имиджу, никто не подсчитывал. По совокупности совершенных преступлений петербургский гарнизонный военный суд назначил наказание генерал-майору в виде штрафа в 30 тысяч рублей.
Столь мягкий приговор - это обычная практика, считает руководитель правозащитной организации «Солдатские матери Петербурга» Элла Полякова: «Поражена мягким, любовным отношением к преступникам в генеральских погонах. Это обыденное явление - рабский труд солдат. Это норма. У нас только что сообщение, что солдат в найме. Сейчас у нас идет судебный процесс, например, в Каменке, когда солдат использовали как рабов на всяких частных предприятиях, и с большим трудом командира осудили, вернее, еще не осудили, а суд продолжается. А другие офицеры, например зам. по тылу, который все это организовывал, оказалось, что он не причем. Несколько у нас обращений таких солдат было, они как-то успешно прикрываются. Это самое свежее событие».
Мягкие приговоры высшим армейским чинам связаны со спецификой применения Уголовного кодекса, считает Элла Полякова, напомнившая еще один столь же мягкий приговор для полковника Александра Погодина, который направил в распоряжение отставного офицера Николая Усевича рядового Максима Гугаева. В результате выполнения воинского долга на даче Усевича Максим Гугаев получил сотрясение головного мозга, сильные ушибы селезенки, почек, грудной клетки, а так же суд зафиксировал следы пыток на теле рядового. Наказанием для полковника Александра Погудина так же стал штраф.
«У нас очень хитро устроен Уголовный кодекс. Инкриминирует офицерам такие статьи мягкие, по которым они выходят, 285-я - превышение должностных полномочий. Поэтому мы говорим: простите, Максима Гугаева пытали? Пытали. В рабство отдавал полковник Погудин, командир. Почему ему не предъявили именно эти статьи? Нет такой практики у нас. Военная прокуратура не работает именно с солдатом, как человек со своими конституционными, гражданскими правами. Вот нарушено, надо восстанавливать. И в военный суд, естественно, поступает подобные образом. Поэтому офицеры обычно получают очень мягкий приговор и, по сути, уходят от ответственности или вообще ничем не наказываются», - говорит Элла Полякова.
В конце прошлого года Министерство обороны России опубликовало данные, что за рабский труд солдат-срочников будут уволены 20 генералов и старших офицеров. Первый заместитель начальника главного управления воспитательной работы российских вооруженных сил, генерал-лейтенант Виктор Бусловский заявил, что каждый факт, связанный с незаконным использованием офицерами труда военнослужащих срочной службы, является поводом для досрочного увольнения этих офицеров из рядов вооруженных сил, невзирая на воинские звания и должности. Но эти громкие заявления ничего не стоят, так как на практике все происходит иначе.
«Громкие заявления генерала Бусловского очень интересны. Но мы видим, что практика остается прежней: солдат по-прежнему не человек, это раб, никаких у него прав человеческих нет, его можно использовать, с ним можно делать все, что угодно», - считает Элла Полякова.
Мягкие приговоры по отношению к генералитету говорят о вседозволенности в Российской армии. Считает руководитель организации «Солдатские матери Петербурга» Элла Полякова, и провоцируют новые преступления.