Юрий Жигалкин: Белый дом одержал верх в битве за будущее иракской кампании. Представляет ли Китай экономическую угрозу США? Неожиданные признания американских мусульман. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».
Белый дом во вторник одержал победу в битве за будущее иракской кампании, победу в битве с Конгрессом. Конгрессмены-демократы отказались от попыток обусловить продолжение финансирования операций в Ираке и Афганистане установление крайнего срока вывода американских войск из Ирака.
Рассказывает Аллан Давыдов.
Аллан Давыдов: По словам представителей демократического большинства в Конгрессе, еще до конца текущей недели законопроект о финансировании операций в Ираке и Афганистане скорее всего будет утвержден Конгрессом и затем направлен на подпись президенту Бушу. Этому предшествовал напряженный трехнедельный поиск компромисса после того, как Джордж Буш заблокировал законопроект демократов, включавший график поэтапного вывода войск из Ирака до 1 апреля будущего года. Документ, где предусматривается выделение от 90 миллиардов до 120 миллиардов долларов в основном на кампанию в Ираке и Афганистане, по сведениям источников в Конгрессе, включит в себя и финансирование ряда внутренних приоритетов демократов, таких как помощь жертвам урагана Катрина и фермерам, пострадавшим от засухи. Не исключено и повышение минимального уровня зарплаты по стране - с 5 долларов 15 центов до 7 долларов 25 центов, что тоже является одной из программных задач демократов.
Выработка компромиссного законопроекта, не включающего сроков вывода войск из Ирака, знаменует, по словам экспертов очевидную тактическую победу Белого дома. Вот что говорит профессор политологии Университета штата Мичиган Уильям Аллен.
Уильям Аллен: Администрация выиграла свою кампанию за продолжение военной операции в Ираке. И, что очень важно для нее, она отстояла право принимать решение о выводе или невыводе войск из Ирака в любое время. Исключение из законопроекта графика вывода войск из Ирака означает, что республиканская администрация может продолжать формулировать стратегию для региона независимо от воли партии большинства в Конгрессе. Буш и его сторонники выиграли потому, что у демократов сдали нервы.
Аллан Давыдов: Профессор, и все же мало кто сомневается, что демократы используют ближайшую возможность реванша за уступку с графиком вывода войск.
Уильям Аллен: Это, вероятно, произойдет в сентябре, когда поступит обещанный доклад проделанной работе генерала Дэвида Петреуса, назначенного в январе командующим американскими силами в Ираке. Демократы, несомненно, используют этот доклад в попытке доказать что степень достигнутого в минувший период прогресса в Ираке не соответствует заявленным ожиданиям. И тогда они снова начнут использовать финансовые рычаги в политических целях. Останется какой-то месяц для формирования бюджетных ассигнований на следующий финансовый год - и демократы повторят свою весеннюю попытку.
Аллан Давыдов: Несмотря на ряд прозвучавших во вторник комментариев законодателей о согласованном варианте законопроекта, представитель Белого дома Тони Сноу отказался обсуждать детали документа.
Юрий Жигалкин: Рассказывал Аллан Давыдов.
Нейтрализация китайской экономической угрозы - так в трактовке некоторых экспертов можно сформулировать цель Соединенных Штатов на американо-китайских переговорах, начавшихся во вторник в Вашингтоне. Эти переговоры - результат уникального начинания Вашингтона и Пекина, начинания, названного «Стратегический экономический диалог». Понимая, что китайское экономическое чудо может привести к появлению крупнейшей в мире экономической силы, мощного конкурента, администрация Буша предложила китайцам создать канал для обсуждения проблем и разрешения потенциальных споров - регулярные встречи руководителей министерств, отвечающих за финансы, экономику и торговлю. На этот раз американская делегация, куда входит несколько министров, возглавляется министром финансов, китайская - первым вице-премьером.
Есть ли адекватный ответ на то, что многие в Америке называют китайской экономической угрозой? Вопрос - профессору экономики сотруднику Гуверовского института Михаилу Бернштаму.
Михаил Бернштам: Китай - не угроза. Китай - это вторая по величине экономика. В этой ситуации растет объем двусторонней торговли, вполне естественно. Но Конгресс США, защищая локальные интересы производителей тех или иных округов или тех или иных штатов, беспокоятся о том, что конкуренция дешевых китайских товаров вытесняет продукты, производимые в США. Посмотрим на статистику. За последние несколько лет в Америке сократилось на 3 миллиона число рабочих мест в машиностроении. Но на пять миллионов выросло число рабочих мест в сфере финансовых услуг и других высокопроизводительных услуг, которые обслуживают глобальную экономику. Китай в этой ситуации является, в общем, пугалом. Особенно в последние три года. Что произошло за последние три года? Резко вырос объем торговли и китайский экспорт, сократился несколько импорт американских товаров. И сейчас треть всего торгового дефицита США приходится на торговый дефицит с Китаем. Поэтому Конгресс, в общем-то, встает на дыбы.
Юрий Жигалкин: Профессор, но ведь страхи по поводу Китая, по поводу его умения производить почти все и дешево, универсальны. Его опасаются почти все западные страны.
Михаил Бернштам: Такие страхи в конце 80-х, в начале и середине 90-х годов были по отношению к Японии. Паника была, что Япония все скупит в Америке, Япония вытеснит все американские товары. Ничего подобного не произошло. Сейчас не замечают, что с 14 мая, то есть всего неделю назад, Китай произвел очень важную реформу - происходит либерализация финансовых услуг. На китайский рынок придут международные и прежде всего американские финансовые учреждения, потому что на счетах вкладчиков китайских банков лежит 2 триллиона долларов. Эти 2 триллиона долларов могут быть очень успешно инвестированы в мировую экономику и способствовать экономическому развитию. Поэтому Китай вносит свой вклад в мировое развитие, он медленно реформирует свою экономику. А от расширения торговли могут пострадать, конечно, какие-то локальные интересы, но в целом это на пользу экономическому благосостоянию всех стран.
Юрий Жигалкин: Включая Россию?
Михаил Бернштам: Безусловно, очень правильный вопрос. В России дешевые китайские товары - это, собственно говоря, манна небесная. За счет дешевых китайских товаров Россия, которая является до сих пор бедной страной, получает возможность, в общем-то, одеть свое население по умеренным ценам. Товары вполне сносного качества.
Юрий Жигалкин: Экономист Михаил Бернштам комментировал американо-китайские экономические переговоры.
Нью-йоркские такси примут на себя первый удар в борьбе города с парниковыми газами. Мэр Нью-Йорке Майкл Блумберг обнародовал во вторник план, предусматривающий перевод всего нью-йоркского таксомоторного парка - а это 13 тысяч автомобилей - на гибридную тягу к 2013 году. По подсчетам муниципальных властей, гибридные автомобили помогут уменьшить на 200 тысяч тонн в год выбросы в атмосферу тепличных газов. Мало того, через два года экономичность всех новых такси должна увеличиться в два раза. За инициативу властей расплачиваться будут владельцы такси, получающие от города лицензию на право частного извоза. Стоимость гибридных автомобилей почти на треть выше их собратьев с обычным двигателем, в среднем новый автомобиль служит от трех до пяти лет. Муниципальные власти успокаивают владельцев, и без того жалующихся на низкую прибыльность их бизнеса, тем, что гибридные модели окупят себя очень быстро, позволив сэкономить 10 тысяч долларов в год на стоимости бензина.
Тревожное открытие сделали специалисты из уважаемой социологической организации "Пью Центр". Согласно результатам их опроса, около четверти молодых американских мусульман оправдывают действия террористов-смертников во имя защиты своей религии. Впрочем, подавляющее большинство мусульман в Америке отвергают исламский экстремизм.
Рассказывает Ян Рунов.
Ян Рунов: 80 процентов всех опрошенных мусульман США осуждают террористов-самоубийц, убивающих мирных жителей во имя Ислама. 13 процентов говорят, что иногда такие действия всё же оправданы. Процент считающих так возрастает среди мусульман моложе 30 лет. 26 процентов мусульманской молодёжи Америки считают возможным пойти на самоубийство и на уничтожение мирных людей. "От этой цифры волосы встают дыбом", - сказал Радван Масмуди, президент Вашингтонского Центра исследования ислама и демократии.
А вот реакция другого эксперта - директора филадельфийского исследовательского Ближневосточного форума Дэниела Пайпса.
Дэниел Пайпс: Процент американских мусульман, готовых оправдать насилие, меня не удивляет: в Англии и в Испании 25 процентов мусульманского населения симпатизируют террористам-самоубийцам. Это показывает, что радикальный Ислам - мощное движение во всём мусульманском мире. Что делать с этим? Признать силу исламского радикализма и его враждебность. И начать борьбу с ним всеми доступными методами, как мягкими, так и жёсткими. Более пристально следить за тем, что происходит в мусульманских школах, в мечетях, и за теми, кто прибывает в нашу страну. В Америке сейчас, по статистике, проживают 2 миллиона 350 тысяч взрослых мусульман, из которых две трети - эмигранты из стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Европы. Принимать эмигрантов и гостей из-за границы мы должны намного осторожнее, чем делаем это сейчас.
Ян Рунов: Эти 25 процентов мусульманской молодёжи разошлись во мнении со своими родителями?
Дэниел Пайпс: Если судить по опросам, проведённым среди мусульман Великобритании, то в мусульманских общинах Запада симпатизирующих исламскому радикализму много и в других возрастных категориях. Речь не идёт об изолированной точке зрения, главенствующей лишь в узких кругах. К сожалению, на это, в большинстве случаев, не смотрят со всей серьёзностью правительства и другие общественные институты.
Ян Рунов: Дэниел Пайпс и ряд других экспертов предупреждают федеральные власти о растущей угрозе исламского терроризма внутри США. По данным того же опроса, проведённого "Пью Центром", хотя всего 5 процентов открыто заявляют о положительном отношении к "Аль-Каиде", 25 процента отказались от осуждения "Аль-Каиды" и никак не выразили своё мнение. И всего 40 процентов опрошенных верят в то, что теракты 11 сентября 2001 года совершили арабы.
Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.
Худшее, что до сих пор слышала в свой адрес звезда экраны и поп сцены Барбра Стрейзанд, были обвинения в бескрайнем либерализме. Однако во вторник организатор многочисленных благотворительных акций услышала упреки в алчности. Итальянские защитники потребителей заявили, что цены билетов на концерты Стрейзанд в Италии - от 200 до 2 тысяч долларов оскорбительны и недостойны цивилизованной страны. «Виновна» - песня из последнего альбома Стрейзанд.