Ссылки для упрощенного доступа

Марш в Питере - победа несогласных. Но ее значение близко к нулю


На взгляд экспертов, «Марши несогласных» - это одно, а «Другая Россия» - совсем иное
На взгляд экспертов, «Марши несогласных» - это одно, а «Другая Россия» - совсем иное

В эти дни в России проходит очередная серия «Маршей несогласных». Тот, что состоялся в субботу в Санкт-Петербурге, обошелся без инцидентов, и это дало повод членам коалиции «Другая Россия» называть его своей победой. Так считает и известный экономист, глава Института проблем глобализации Михаил Делягин.


«Граждане России отстаивают свое конституционное право на выражение своего мнения, в том числе и в виде митингов и демонстраций, - говорит он. - С середины апреля правящая бюрократия и государство в целом пытаются отнять у граждан России одно из конституционных прав. 9 июня в Санкт-Петербурге «Марш несогласных» впервые не подвергся фронтальным репрессиям и массовым избиениям, террору со стороны государства. Значит, можно сказать, что граждане России отстояли от посягательств правящей бюрократии и вырвали у нее одно из гарантированных Конституцией прав – право на мирное шествие. Это на самом деле выдающаяся победа. Потому что благодаря усилиям гражданского общества, благодаря усилиям нормальных людей, удалось приостановить фронтальное наступление правящей бюрократии на права граждан.


Теперь возникает вопрос: все ли последующие «Марши» будут проходить так же спокойно, как субботний? Нужно понимать, что зверские избиения и террористическая деятельность ОМОНа (по другому ее сложно охарактеризовать), которую мы наблюдали в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах, происходила не из-за того, что в ОМОНе есть люди с нарушенной психикой. И не от того, что у кого-то из милицейских начальников, грубо говоря, поехала крыша. Это было целенаправленное указание именно на демонстративные уличные зверские избиения. Я не думаю, что это указание поступало от руководства милиции, пусть даже и федерального. Думаю, что это была политическая установка с более высокого уровня. Какова будет установка по отношению к московскому «Маршу несогласных», я не знаю. Надеюсь, что массовый протест и угроза обращения в суды по факту террористической деятельности представителей государства возымеют свои усилия, и на этом марше представители государства не будут осуществлять террористических действий и нарушать законы Российской Федерации. Надеюсь, что здесь все обойдется мирно».


А что вообще думают эксперты о коалиции «Другая Россия» и череде «Маршей несогласных». Об этом говорит политолог, руководитель Экспертной службы фонда «Российский общественно-политический центр» Святослав Каспэ.


«Для начала имеет смысл различать два явления – «Другую Россию» и «Марши несогласных». Это не совсем одно и то же. Что касается «Другой России», то это, конечно, очень печальное зрелище, напоминающее известную ленинскую фразу о том, что электрон также неисчерпаем как атом. То есть какую бы микроскопическую организацию ни создала оппозиция, она тут же продемонстрирует великолепную способность к дальнейшему делению. Уже есть аж три кандидата в президенты, возникли очевидные разногласия между Касьяновым и Каспаровым (я имею в виду отставку Мерзликина) и так далее.


Все это - пощечина тем людям, которые испытывают глубокую неприязнь к нынешней власти и находятся в полной готовности голосовать за антипутинского кандидата. Надо полагать, что эти люди хотели бы видеть кандидата реального, избираемого, иначе это не политика, а ее неубедительная имитация. Вот выдвижение Буковского при всем уважении к его заслугам в борьбе с советским режимом – это и есть имитация политики.


Что касается маршей, то тут важно, что они не сводятся к «Другой России», хотя она и выступает организатором. В маршах, насколько я могу судить, участвует некоторое число искренних, чистых людей, которые действительно испытывают глубокую неудовлетворенность положением дел в стране и просто не считают для себя возможным оставаться дома, когда другие выходят на площадь. Интересно, правда, что число этих людей существенно меньше, чем могло бы быть по причине состава коалиции, организующей марш. Те, кто помнит значение слов, составивших формулу национал-большевизма, те, для кого этика первична по отношению к романтической эстетике бунта, никак не могут становиться под одни знамена и маршировать в одной колонне с «лимоновцами».


Но в любом случае и «Другая Россия», и «Марши несогласных» остаются событиями из области физики микромира. Единственное, что придает им сколько-нибудь занятный резонанс – это несоразмерная реакция властей, которая, как ей свойственно, совершает в отношении маршей все глупости и нелепости, которые можно совершить в принципе. А вот снижение градуса пропагандистского и полицейского противостояния немедленно приводит к тому, что эффект марша делает сообразным количеству его участников - то есть в масштабах страны или даже в масштабах любой из ее столиц близким к нулевому. Да, прошел марш в Петербурге. И что? Единственное, что отмечают информационные источники, в том числе вполне независимые и даже оппозиционные, что он закончился без происшествий. Если больше говорить не о чем, то это говорит о многом.


XS
SM
MD
LG