Ссылки для упрощенного доступа

Главным лауреатом "Кинотавра" стал фильм режиссера Алексея Попогребского "Простые вещи"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.



Андрей Шарый : Главным лауреатом завершившегося поздно вечером в понедельник сочинского открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» стал фильм режиссера Алексея Попогребского «Простые вещи». Он получил сразу четыре приза. В номинации как «лучший фильм» Попогребский получил премию как «лучший режиссер», также приз «за лучшую мужскую роль» достался Сергею Пускепалису. А Леонид Броневой, тоже сыгравший в этой картине, получил специальный диплом «за лучшую мужскую роль». Алексей Попогребский стал известен в кино после выхода несколько лет назад его совместной с Борисом Хлебниковым картины «Коктебель». Хлебников потом стал известным отдельно. Он выпустил нашумевший фильм «Эйфория». А теперь коллега его Попогребский тоже вот получил свою часть фестивальных наград. Об итогах этого фестиваля я говорил с обозревателем Радио Свобода и нашим кинокритиком Мариной Тимашевой незадолго до ее отлета из Сочи.



Марина Тимашева : Фильм этот, действительно, просто хорош. И во всем этом конкурсе он, конечно, выделялся чрезвычайно. Дело в том, что проблемы в состоянии современного российского экрана остаются, в общем, без изменений на протяжении уже очень многих лет. Практически каждый сценарий грешит такими дикими какими-то прорехами, нелепостями, несообразностями, что в принципе хороший редактор уже на этом уровне посоветовал бы сначала переделать сценарий, а потом снимать кино. Однако этого не происходит.


На этот раз, в кои-то веки, появляется картина, сделанная совершенно молодым режиссером. Этот фильм абсолютно цельный во всех своих компонентах. Просто цельный. Там есть сценарий, к которому почти невозможно привязаться, превосходно работают актеры. А это значит, что с этими актерами прекрасно работал режиссер. В нем нет никаких потуг на такое, что ли, модное, блестящее, сверкающее, скачущее перед глазами современное кино, на какую-то невероятную дороговизну, спецэффекты и так далее и тому подобное. Повествование развертывается последовательно. История ясна. Таким образом, мы получаем просто хороший фильм. Не шедевр. Не выдающееся произведение киноискусства, но просто ясный, хороший фильм, поставленный человеком с, я бы сказала, каким-то очень теплым и простодушным даже отношением к жизни. Человеком, который к людям относится дружелюбно, к жизни – с пониманием. Жизнь никак не приукрашена, но при этом человек относится к ней с каким-то теплым, довольно ласковым взглядом.



Андрей Шарый : Ваши многие коллеги накануне открытия «Кинотавра» отмечали высокий уровень конкурсной программы хотя бы по именам – Кира Муратова, Александр Миндадзе, Валерий Тодоровский, Марина Разбежкина. Все увенчанные наградами знаменитые кинорежиссеры. Неужели у них нет ни одного хорошего сценария, хорошего видения жизни так, как она есть, а не так, как ее снимают в каком-то таком попсовом глянцевом кино?



Марина Тимашева : Валерий Тодоровский снял фильм «Тиски». Ну что это за фильм «Тиски»? Это фильм, в котором главным героем оказывается молодой мальчик, зажатый между наркобаронами и товарищем из отдела по борьбе с оборотом наркотиков, который, впрочем, совершенно не отличается, на самом деле, ни от каких наркобаронов по методам, приемам и так далее, хотя, может быть, преследует какие-то иные благородные цели. В самом сценарии тоже есть, с моей точки зрения, совершенно очевидные сценарные бреши, вещи, которые очень фальшивы, но зато, правда, все это сделано с такой очень современной манере.


Например, Кира Муратова. Конечно, она не разучилась снимать хорошие фильмы. Она вот сняла фильм «Два в одном». И, на самом деле, вот этот фильм «Два в одном» очень сильно напоминает все прежние фильмы Киры Муратовой. Ее очень эксцентричный прием. Люди, которые кажутся марионетками, которые управляются некоей невидимой волей. И такой абсурд, который подается как норма жизни. Но, с другой стороны, например, в прошлом или позапрошлом году вышел на экраны фильм Киры Георгиевны Муратовой «Настройщик». В нем было что-то необычное, что-то другое. Я думаю, что это что-то другое привнесла в эту картину Алла Демидова. А этот фильм напоминает опять «Три истории», предположим.


Александр Миндадзе, он же выдающийся киносценарист, но это его дебютная работа в режиссуре. Мы не можем о нем говорить, как о режиссере, который уже как-то о себе заявил.



Андрей Шарый : Фильм «Русалка» режиссера Анны Меликян. «Лучшая женская роль» Маша Шалаева, и приз «за лучший дебют». Хороший фильм и талантливая актриса?



Марина Тимашева : Это редкий случай, когда можно уверенно сказать, что просто симпатично. За основу взята, на самом-то деле, сказка Андерсена «Русалочка». Она, конечно, совершенно там внутри изменена, но вот этот образ, такой странной девочки, которая попадает в мир, в котором умеет делать такие небольшие, незначительные чудеса, которая находит своего принца, влюбляется в него, жертвует, действительно, многим. А в результате уходит из этой жизни, уходит из этого мира, потому что принц, ее избранник, конечно, современный принц, любит другую. Это очень хорошо и очень легко сконструировано. Это прекрасно снято. В этом есть какая-то очень ясная живая мысль. Эта девочка, на самом деле, могла бы быть героиней, если бы, конечно, не очевидно сказочный сюжет, не очевидно условный сюжет. Отличная, конечно, работа молодой актрисы.



Андрей Шарый : Кинофестиваль «Кинотавр». Для развития российского кинопроцесса – это шаг вперед, шаг на месте? Что это такое, на ваш взгляд?



Марина Тимашева : Каждый год очень, видимо, по-разному складывается. Они же говорят (и Роднянский, и Толстунов,лидеры, организаторы этого фестиваля), что они не хотят показывать обязательно что-то необыкновенное, невероятное. Они хотят показать картину российского кино. Вот в прошлом году было снято больше интересных, спорных, хороших фильмов. Соответственно, картина была тоже более интересной. А в этом году не очень удачный сезон, не очень урожайный год. Поэтому, кажется, что и не слишком интересна конкурсная программа фестиваля. Но, с другой стороны, это действительно фестиваль, который показывает то лучшее, что есть в каждом жанре. Есть мелодрама – показаны мелодрамы, есть боевик – показан боевик и так далее и тому подобное. Все жанры представлены лучшими своими образцами. Иное дело, что в этом году эти лучшие образцы, Тем не менее, по сравнению с фильмами прошлого года, ну, неудачный.


Выбор жюри и выбор Вадима Абдрашитова, как председателя жюри, фильма «Простые вещи» - я совершенно полностью с ним согласна. Более того, я считаю, что в этом есть какой-то смысл не только для этого фестиваля «Кинотавр». В этом есть очень четкая, очень жесткая и очень определенная человеческая позиция. Мы дадим премию хорошему фильму, в котором действуют нормальные люди, с которыми я могу себя отождествить, и вы можете себя отождествить.


XS
SM
MD
LG