«ВТО без России - неполноценная организация». Тон этого высказывания главы Всемирной торговой организации Паскаля Лами можно назвать характеристикой всего прошедшего 8-10 июня XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге (ПЭФ), который российские чиновники окрестили «русским Давосом». О России, вернее, ее экономическом потенциале, иностранцы отозвались весьма благосклонно, заключали контракты, однако ВТО пока так и остается туманной для нынешнего года перспективой.
После выступления Лами и обещаний торгового представителя США Сьюзан Шваб об отмене поправки Джексона-Вэника, российские переговорщики заявили, что вступление России в организацию может произойти до конца года. Однако, если вспомнить претензии к России cо стороны ЕС и Грузии, и что говорят чиновники это не первый год, а, главное, что очерченные ранее сроки завершались нынешним летом, оптимизма тут мало.
Сравнивать с Давосом или нет, каждый из гостей форума решал для себя сам, но то, что питерский форум стал по-настоящему международным, невольно показало их число и состав. На то, чтобы принять и разместить около 9 тысяч человек из 65 стран правительство потратило около 500 миллионов рублей, больше чем годом ранее. Бюджет потерял, а местный гостиничный бизнес – выиграл. По признанию главы МЭРТ Германа Грефа, гостиниц в городе явно не хватало, а те, которые были доступны, подняли цены. Зато наплыв гостей оправдал себя по финальной сумме инвестиционных соглашений. Частный бизнес подписал договоры на 7,5 миллиардов долларов, а в рамках частно-государственного партнерства российская экономика выиграет еще 6 миллиардов.
Трудно сказать, повлияли ли на иностранных инвесторов заверения посетившего форум президента Владимира Путина о том, что Россия – открытая страна с достойным инвестиционным климатом и позитивные высказывания в адрес России представителей Ernst&Young и Citigroup, или форум просто стал удобной площадкой для встреч и подписания давно оговоренных контрактов. Не все соглашения были, однако, подписаны с участием иностранных партнеров, многие оказались внутренними, так сказать домашними.
Например, соглашение о поставке газовых турбин между РАО «ЕЭС Россия» и НПО «Сатурн»; протокол о намерении построить газо-химический комплекс стоимостью 2,5 миллиарда долларов – между ЛУКОЙЛом и Калмыкией; меморандум о создании горнолыжного курорта на Эльбрусе – между «Интерросом» и правительством Кабардино-Балкарии, инвестсоглашение о строительстве железной дороги стоимостью до 2 миллиардов долларов в Читинской области - между «Норильским никелем» и Росжелдором и тому подобные.
В числе крупных соглашений с иностранными компаниями можно назвать: договор «Объединенной авиастроительной корпорации» и Boeing о долгосрочном сотрудничестве; протокол о намерении приобрести дальнемагистральные самолеты Boeing 787-Dreamliner, который «Аэрофлот» подписал с Boeing. Он же заявил о возможности заключения контракта с Airbus на покупку 22 самолетов A350 XWB. ЕБРР кредитует «Гражданские самолеты Сухого» на 100 миллионов евро для финансирования программы Sukhoi SuperJet-100.
PSA Peugeot Citroen и МЭРТ подписали соглашение о строительстве завода в России и инвестициях в 250 миллионов евро. А Volvo постоит в Калужской области завод по производству автомобилей, стоимостью 3,5 миллиарда рублей.
Крупным стало соглашение PepsiCo и Ростовской области о строительстве завода по производству чипсов стоимостью в 170 миллионов долларов. Чешская компания Falkon Capital AS заключила с правительством Калмыкии соглашение о строительстве ветряной электростанции мощностью 150 МВт на сумму 266,1 миллионов евро. SABMiller и администрация Ульяновской области подписали соглашение о строительстве пивоваренного завода в Ульяновске стоимостью 170 миллионов долларов. И, наконец, российские и китайские компании подписали 18 соглашений на сумму свыше 1 миллиардов долларов.