Ссылки для упрощенного доступа

Угроза сноса домов реальна для городских домовладельцев в ближнем Подмосковье


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.



Виктор Нехезин: Столичные власти объявили об ускоренных темпах строительства жилья в Южном Бутово. Тем временем, там запланирован снос еще 98 частных домов. Часть домовладельцев по-прежнему не намерены переезжать в квартиры. Конфликты, подобные бутовскому, зреют в ближнем Подмосковье.



Вера Володина: Угроза сноса домов реальна для городских домовладельцев в ближнем Подмосковье. На дорогих землях выгодно строительство многоэтажек. Власти все окрестные поселки и деревни вписали в городскую черту, преодолев сопротивление самих жителей. Павшино – теперь именно такой микрорайон Красногорска. Председатель здешнего территориального общественного самоуправления Николай Зуев объясняет позицию тысяч своих земляков.



Николай Зуев: Человек построил дом, живет в своем доме. У него власть желает изъять этот дом с землей, а взамен предоставить, допустим, или квартиру, или деньги. Что в таком случае представляется возможным человеку? Опять заново строить дома? А ему это надо? Это крайне сложно, это тяжело физически. Эти обязательства на себя должна возлагать власть или застройщик. Что, у людей, получается, вся жизнь – стройка?



Вера Володина: Домовладельцы ссылаются на Земельный кодекс, который предусматривает резервирование земель лишь под государственные нужды – строительство дорог либо создание охраняемых природных территорий. А муниципальные власти объявляют о сносе ради жилищного строительства. В Одинцове по постановлению главы собираются сносить 146 частных домов, один из них принадлежит Александру Соболеву, на месте его дома собираются поставить храм.



Александр Соболев: Самый крупный храм в Одинцовском районе. По генеральному плану строительства этого здания, сооружения, вся наша территория попадает в прихрамовую зону. Местный священнослужитель говорил: «Ребята, собирайте свои манатки и уходите, куда хотите».



Вера Володина: Дом Соболевых в 1912 году покупала его прабабушка, у него есть купчая.



Александр Соболев: На эту купчую сегодня у нас никто не смотрит. Дай нам свидетельство о собственности. Но как я его дам, если с начала 90-х годов нам не давали оформить эту землю? То есть это уже была запланированная акция, нам не выдавали даже свидетельства о праве пользования этими участками, хотя указ президента 337 от марта 1996 года четко и ясно предписывал всем органам в месячный срок подготовить и обеспечить граждан этими свидетельствами – и о собственности, и о пользовании.



Вера Володина: И то, что не выполнило государство, сегодня ставят в вину домовладельцам, которые заявили властям, что будут защищаться по законам. А в ответ услышали…



Александр Соболев: Значит, мы не договорились.



Вера Володина: Александр рассказал, что месяц назад предпринималась попытка захвата его земель. Прокуратура отказалась возбудить уголовное дело – за отсутствием состава преступления.



Александр Соболев: Границы не тронуты, крушения собственности, уничтожения собственности как такового не было. Были якобы переговоры и ознакомление меня с материалами о наложении одного зарегистрированного участка на другой. Диалога нет. Есть закон, и давайте жить по закону, давайте его выполнять. Но не таким образом, что «ребята, подарите нам все».



Вера Володина: Просто так – без учета стоимости земли, которую им так и не дают оформить, – домовладельцы не собираются уступать. Более того, многие убеждены, что, заставляя гражданина еще раз строить себе дом, государство поступает безнравственно.



Николай Зуев: Знаю, что такое поднимать дом своими силами. Мне нужен свой дом. Не надо все переводить опять же на эти деньги, деньги, деньги… В интересах какой-то строительной корпорации нельзя действовать. Надо каждую личную жизнь рассматривать индивидуально, а тем более, здесь не просто единицы. Единицы, возможно, могут положить, но надо с людьми общаться.



Вера Володина: Пока общение происходит в суде. По факту посягательства на земельный участок Александр Соболев написал жалобу в суд.



Александр Соболев: По закону, пока существует эта частная жалоба, не должны полезть на территорию. Но вы сами прекрасно понимаете, что закон есть закон, а действие есть действие. Естественно, мы все время находимся в напряженном состоянии и ждем этого рейдерского захвата.



Вера Володина: Николай Зуев считает: местные власти видят всё не в той плоскости, что сами домовладельцы. Для них дом – жизнь поколений, а для власти – всего лишь купля-продажа.



Николай Зуев: Власть даже не понимает, на мой взгляд. Я просто анализирую четыре года, как она себя ведет. Она думает: я сейчас дом заберу, а взамен тебе дам денег. Просто власть должна понять, людям деньги не нужны! Люди хотят жить в таких же условиях, какие у них есть, и не надо их запихивать в эти бетонные ячейки, не нужны они им задаром. Наверняка они это понимают. Потому что многие чиновники на сегодняшний день уже живут в загородных домах, и они понимают разницу. Не надо людей туда запихивать.



Вера Володина: Домовладельцы в Одинцово и Красногорске объединяются, чтобы не допустить такого же сноса домов, как в Южном Бутове. Но время, считает Александр Соболев, работает против них.



Александр Соболев: В последнее время изучаю все законодательные акты, начиная от Земельного кодекса, до сегодняшнего момента все изменения вносимые, а их более 30 уже за этот короткий промежуток времени, они больше защищают права административных служб.



Вера Володина: Власти, по мнению Александра Соболева, меньше всего волнуют права собственников. Если в Павшино гражданам удалось организовать ТОС – территориально-общественное самоуправление, то одинцовские такие объединения районная администрация не признает. Это домовладельцы тоже безуспешно пытаются отстоять в суде. Александр Соболев рассказал, что по искам двух домовладельцев готовятся заявления в Европейский суд.


XS
SM
MD
LG