Ссылки для упрощенного доступа

Программа Прессинг 10.06.2007


Итоги баскетбольного сезона подводит президент ЦСКА Сергей Кущенко


Валерий Винокуров: Баскетбольный сезон в России завершен. Для того чтобы подвести его итоги наш корреспондент Елена Приходько обратилась к президенту сильнейшего клуба страны ЦСКА Сергею Кущенко. И не только потому, что армейский клуб вновь выиграл чемпионат и Кубок и вновь играл в «Финале четырех», но и потому, что его президент – человек мыслящий, думающий о будущем российского баскетбола в целом.


Елена Приходько: Сергей Валентинович, давайте начнем по порядку. Первое - это поздравление с чемпионством, притом с таким легким чемпионством: финальная серия закончилась «всухую» - 3:0. Несколько слов об итогах сезона: насколько он стал успешным с учетом того, что вы все-таки не заняли первое место в Евролиге?


Сергей Кущенко: Вот этот учет может быть по-разному расценен разными людьми. С точки зрения руководства клуба, сезон провели очень успешно, а повторить прошлогодний успех нам помешал только один трехочковый бросок. ЦСКА провел один из самых удачных сезонов за последние несколько лет, не считая прошлого. Несомненно, удача от нас отвернулась в Афинах, но тому есть несколько объективных причин. Мы не смогли преодолеть потерю Вантерпула. Наверное, техническую замену мы ему нашли – прыжки, броски, подборы… А вот харизму Вантерпула мы найти за такой короткий срок не смогли.


В финальной игре нам не хватило того сплава игроков, какой были у нас в прошлогоднем финале. Папалукас ярко сыграл, но именно харизматичной личности не хватило. Хорошая игра Смодиша, но с ошибками. Если бы этих ошибок не сделал бы, если бы был человек, который его на площадке успокоил…


Все эти детали говорят о том, что мы сами виноваты: не сыграли максимально разумно против сильнейшего соперника в Европе, который действительно действовал против нас в финале очень хорошо и качественно, применяя иной раз хитрую тактику с входом в зону в расчете на фолы. Но эта тактика тоже имеет право на жизнь, что доказал финал - более 40 штрафных пробил «Панатинаикос»! Тем не менее, ЦСКА также мог выбрать активную защиту и активное нападение. А, может, нам не хватило двух очков, которые не набрал Панкрашов, когда перед ним неожиданно поскользнулся защитник, а может быть, всему виной фол Смодиша, на котором мы потеряли четыре очка. Вот те детали, которые нам не дали повторить прошлогодний успех. А в целом отличный был сезон, один из лучших.


Елена Приходько: Действительно, очень удивило, что концовку сезона тот же Смодиш провел как-то на взводе. Игрок, всегда отличавшийся хладнокровием, при жесткой борьбе технические фолы получал, и все как-то необъяснимо было. Это просчет Мессины при работе с игроками или что-то еще?


Сергей Кущенко: В финале не хватило игрока с характером - такого, который бы сфокусировал все эмоции на площадке. Но это ошибка не только Мессины или руководства, у нас в принципе этого игрока не оказалось. И раз мы отвечаем за команду, мы должны были предполагать, что кто-то на площадке должен именно личностно заменить Вантерпула. Дело даже не в том, что мы совершили ошибку. Мы попали опять в те условия, которые нам диктовала ситуация. Как в том году без Андерсона, так в этом году - без Вантерпула. Но, тем не менее, я думаю, что если бы мы играли не в Афинах, наверное, мы показали бы более качественную игру. Давление трибун скорее влияло не на наших игроков, а на рефери и, конечно, на эмоции наших игроков, когда их заводили. Тот же Томашевич, который, собственно говоря, провоцировал Смодиша в каждом касании.


Елена Приходько: Сезон закончен. Наверное, вас уже давно посещали мысли о том, что будет дальше с командой. Ряд игроков в этом сезоне проявился, тот же Андерсон так и не вошел на мой взгляд в игру, как от него ожидали. Какой курс будет держать клуб в следующем сезоне?


Сергей Кущенко: Андерсон - тот игрок, который, как мы декларировали в начале сезона, должен был усилить нашу игру, вхождение его в строй ожидали после Нового Года. Он выдал несколько хороших и качественных игр, но настолько большие были синусоиды! То есть он может показать в полуфинале с «Уникахой» великолепную игру, а потом совершенно провалить финал. Или, например, он может совершенно уникальную игру показать в финале Кубка России и затем бездарно сыграть со «Спартаком». До травмы он же был доминирующим - и пятым, и четвертым, и быстрым, и с броском, и очень активно защищался. Но после такой тяжелой травмы некоторые просто заканчивают карьеру.


Надо сказать, что и клуб, и Андерсон сделали очень много для того, чтобы вернуть все это. Но одно дело – то, чего мы хотим, и другое – возможно это или невозможно. Так что помощи никакой Смодишу не было, и очень тяжело пришлось Матьяжу, потому что он проводил практически весь сезон один на позиции четвертого номера.


Что касается будущего сезона, то, несомненно, есть уже очень много предложений. Предложение имеет Папалукас, годовые контракты у Торреса и Ван ден Шпигеля. Но мы понимаем, что наша задача - ни в коем случае не понизить уровень игры ЦСКА ни в России, ни в Европе. Поэтому заверяю вас, что селекция будет проведена именно с настроем на то, что мы должны идти на таком же уровне по результатам, на каком мы шли последние пять лет.


Очередной «Финал четырех» - наша цель, несомненно, а для этого нужны качественные игроки. И другая цель - чемпионат России. Легкость, о которой вы говорили, - только кажущаяся. ЦСКА после европейского финала всегда тяжело входит в плей-офф чемпионата России, мы всегда терпим одно поражение, всегда начинаем домашние игры очень плохо, но затем приобретаем тот опыт, который нам необходим. Это, несомненно, говорит о профессионализме.



Экономика большого спорта. Европейский футбол в США

Дмитрий Морозов: Не так давно в нашей экономической рубрике эксперт программы «Прессинг» Роберт Воскеричян удалил внимание американскому спорту, и вывел своего рода топ пятерку самых экономически развитых видов спорта в США и, вообще, на американском континенте. Мы не сказали ни слова о европейском футболе или соккере, как его называют на американском континенте, и, тем не менее, есть предпосылки, что этот вид спорта в скором времени займет достойное место среди прочих видов по экономическим показателям. Не так ли, профессор?


Роберт Воскеричян: Отчасти, это так. Но с точки зрения количества финансовых проблем, которые испытывает футбол в европейском понимании или соккер, сегодня мне хотелось бы остановиться на вопросе, который волнует всех. Понятно, речь идет о деньгах, а, точнее, о зарплатах. С точки зрения оплаты труда, конечно же, соккер в американском спорте отстал настолько, что с точки зрения оплаты труда между игроками в американский футбол и игроками в соккер просто пропасть. Если среди спортсменов-профессионалов, которые играют в Американской Футбольной Лиге, есть контракты, которые доходят до 20 миллионов долларов годовых (это без рекламных, только за спортивную работу), то в соккере пока еще мягко говоря, зарплаты скромные.


Тем не менее, недавно кто-то был шокирован, кто-то просто удивился тому, что Дэвид Бекхэм, который пока еще далеко не списан со счетов как футболист, и, в общем-то, его футбольный ренессанс в мадридском «Реале» доказал, что это не просто муж певички и гламурный персонаж, подписал потрясающий контракт на пять лет. Сумма контракта - 250 миллионов долларов. Это рекорд даже для такой страны как Великобритания, которая четырьмя федерациями вошла в ФИФА


Дмитрий Морозов: То есть боссы соккера решили вернуться к практике приглашения мировых звезд, как Пеле?


Роберт Воскеричян: Вот об этом мы и поговорим. Просто Пеле - король футбола и, соответственно, любые деньги платили бы за любого Пеле, в каком бы состоянии он ни находился, хотя он был в хорошей физической форме.


Дмитрий Морозов: Пеле – король футбола, а Бекхэм, наверное, принц футбольный?


Роберт Воскеричян: Возможно. Но до Бекхэма ситуация была весьма строгой по поводу потолка зарплат. И это было объективно обусловлено тем, что экономически американские футбольные клубы из Major League Soccer , так называемой, настолько бедны по сравнению с их собратьями из бейсбола, американского футбола, баскетбола, что они не могут платить эти деньги. Бекхэм произвел революцию в смысле оплаты труда. Специально под Бекхэма Major League Soccer приняла решение, которое так и называется: «Правило Бекхэма». О чем оно говорит? Это правило разрешает пригласить одного игрока, платить ему сколь угодно большую зарплату, и это не будет входить в общий потолок.


Вот этим Лига отличается от своих собратьев, от своих сестер из других видов спорта, культивируемых в Америке. Те частично делают уступки, хотя НХЛ вообще никаких уступок не делает. Там может общий потолок повышаться, но по поводу одного игрока у них довольно суровое ограничение. При этом, что самое интересное, если вы думаете, что клуб Лос-Анджелеса имеет эти деньги, вы глубоко ошибаетесь. Этих денег нет. Есть бизнес-план под Бекхэма. Они собираются заработать больше, потому что у них в составе такой звездный игрок и гламурный персонаж. То есть они, как минимум, собираются заработать 300-350 миллионов, из которых 250 за пять лет уйдут Бекхэму.


И это пока еще не стало мейн-стримом. Потому что, кроме Бекхэма, приглашался Эдгар Давидс, но его не устроили условия, и он остался в «Аяксе», приглашался Зидан, но он сказал, что вообще не собирается играть больше в футбол. Очень интересно высказывание Юрия Джоркаеффа. Зидана, кстати, приглашали в «Чикаго Ред Буллз». Есть такой клуб и баскетбольный, и футбольный. И в этом клубе уже несколько лет довольно успешно играет Юрий Джоркаефф, за гораздо меньшие деньги - он получает около 2 миллионов долларов в год, что по меркам звездности Джоркаеффа не так уж много, но учитывая, что ему 38 лет, это не так уж и мало.


И вот Джоркаефф, который неплохо разбирается в футболе, чемпион мира 98-го года, сказал, что одного игрока, сколь угодно звездного, не достаточно для того, чтобы вытащить команду. Необходимо иметь как минимум 3-4 звездных игроков, необязательно всех уровня Бекхэма, но классных игроков, не отыгранных, не тех, кому уже за 35 и которые смотрят за горизонт своей карьеры и думают о том, куда вложить деньги, начать ли тренерскую карьеру, а игроков, которым в районе 30, хотя бы с тем, чтобы они могли 2-3 года играть на высоком уровне. В общем-то, американские команды так и поступают, они не потратят 10 миллионов на покупку одного игрока, а купят пятерых по 2 миллиона.


А общем и целом, если заканчивать разговор о том, что происходит в американском соккере, то тенденция такова. Сейчас это «Правило Бекхэма» дает возможность клубам приглашать великих игроков, которые не закончили, закат карьеры которых еще далек, для того, чтобы приподняться за счет средств, которые приходят от телевидения, рекламы, которые приносят эти игроки. Мы же сказали, что Бекхэм практически будет получать то, что он заработает для своего клуба. Учитывая, насколько скрупулезно делаются такие бизнес планы, я готов в это поверить, что они все просчитали, предварительные переговоры провели и с телевизионными компаниями, и с рекламными пулами. Под Бекхэма там уже они собирают определенные деньги.


Кроме Бекхэма в Европе есть немало великолепных игроков в возрасте от 28-и до 32-х лет, у которых впереди еще 3-4-5 лет активной футбольной карьеры, звездных людей, которые могут приехать. В США, возможно, случится футбольный бум, что является голубой мечтой всех президентов ФИФА. Если это случится, то, конечно же, бездонный рынок американского профессионального спорта, денежные потоки, которые может генерировать ФИФА, возрастут многократно.


Дмитрий Морозов: Но одного Бэкхема для поднятия престижа Американской Лиги будет, наверное, маловато.


Роберт Воскеричян: Одного Бекхэма, как футболиста - маловато, но Бекхэм, как прецедент… Я же начал наш разговор с того, что в Америке введено «Правило Бекхэма», это официальное название, а не журналистский штамп. Именно под Бекхэма создали это правило, которое стало неким общим местом для других игроков, которые после Бекхэма придут, которым сегодня 28-30 лет, и которые подумывают о том, что новый большой контракт, который они имеют сегодня в Европе, им не потянуть, я уже не говорю о том, чтобы они получили контракт больше того, что сегодня имеют в европейском клубе.


В Европе довольно сложная экономическая ситуация в футболе. Есть разговоры о том, что необходимо и потолок зарплат вводить, и недавно слухи о том, что якобы Абрамович охладел к своему детищу «Челси». Вроде он опроверг, но дыма без огня не бывает. Довольно сложная ситуация. И даже такие, как Терри и Лэмпард, которые заслуживают таких больших денег, скорее всего, не получат того, чего ожидали. А вот переехав в Америку ближе к 30 годам, Лэмпард может получать не меньше Бекхэма. Поэтому Бекхэм оказался некоей звездочкой и на футбольном поле, и вне его. Очевидно, что-то есть в этом парне, что выделяет его из общей массы, и этот эпизод с внедрением «Правила Бекхэма» - это еще одно доказательство того, что он незаурядный и спортсмен, и личность.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG