Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Алексей Кузнецов: В Москве продолжается Международный театральный фестиваль имени Чехова. 18 июня в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко покажут оперу Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в постановке французского режиссера Оливье Пи.
Марина Тимашева: Когда главу Конфедерации театральных союзов и лидера чеховского фестиваля Валерия Шадрина спрашивают, как происходит отбор спектаклей для афиши Чеховского фестиваля, он говорит…
Валерий Шадрин: Программа есть субъективный взгляд нашей команды, которая вся работает с тем, что есть сегодня в мире, я думаю, это наиболее интересно. Мне кажется, это будет красивый большой праздник театра.
Марина Тимашева: Как происходит отбор спектаклей, со слов Валерия Шадрина толком не разберешь, но праздник гарантирован. Жаль только, что обычно театры приезжают, несколько дней играют на разных московских сценах и отбывают восвояси. А вот премьера «Пелеаса и Мелизанды» в театре Станиславского и Немировича-Данченко – случай особый. Это копродукция чеховского фестиваля, самого театра и французского культурного театра в Москве. Ставит глава парижского «Одеона» Оливье Пи, за пультом - Марк Минковский, поют российские и французские вокалисты. И – спектакль остается в Москве, причем Марк Минковский обещал возвращаться и им дирижировать, а певцов из Франции после премьеры заменят актерами труппы.
Опера Дебюсси ставилась в России единожды и лет сто тому назад, поэтому премьера вызывает особый интерес. Она написана по пьесе Мориса Метерлинка, сюжет ее можно назвать сказочным или мелодраматическим, но по сути речь в ней идет о непознаваемости мира. Отвечая на мой вопрос о том, собирается ли он, как это нынче модно на музыкальных сценах, актуализировать оперу Дебюсси, Оливье Пи сказал, что это произведение привлекает его поэтичностью и он не собирается атаковать его агрессивной режиссурой, но при этом хочет максимально приблизить «Пелеаса и Мелисанду» к драматическому театру.
Напомню, что фестиваль открылся 30 мая. Столичные театралы уже посмотрели весьма спорное, но мастерски сделанное «Лебединое озеро» англичанина Мэтью Боурна, «Сладковато-печальный запах ванили» и «Невзгоды Дериспана» тбилисского театра имени Шота Руставели, два спектакля Питера Брука, а в воскресенье последний раз сыграла спектакль «Край земли» компания Филиппа Жанти из Франции. Филипп Жанти - великий театральный волшебник и поэт, что в очередной раз подтвердила новая работа. Чеховский фестиваль завершится в конце июля спектаклем «Дождь» канадского цирка «Элуаз» и 4-мя спектаклями Робера Ле Пажа , лидера театра «Экс Макина». Ле Паж - одно из самых громких имен современной режиссуры и лауреат премии Фонда Станиславского. Парадокс состоит в том, что премия российская, а спектаклей Ле Пажа в России никто прежде не видел. Надо отметить, что этом году вообще вышел своего рода канадский мини-фестиваль. А в 2010 году обещан фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения самого Чехова. Об этом говорит Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой: Есть такая идея, что он начнется в Токио, потом поедет в Пекин, наверняка в Париж, в Берлине, и это будет такой ход Чехова вокруг света. Мы бы попросили самых крупных режиссеров мира поразмышлять на темы Чехова.
Марина Тимашева: Не думаю, что придется долго уламывать режиссеров мира ставить Чехова, обычно они это делают добровольно, безо всякого принуждения.