В конце прошлой недели больше десятка кандидатов в президенты исполнили один из неизбежных предвыборных ритуалов: они обнародовали информацию о своих доходах и о своем состоянии. Выяснилось, что среди них довольно большой процентов миллионеров и сравнительно тонкая прослойка – мультимиллионеров, хотя к ней принадлежит, возможно, самый известный кандидат в президенты.
Кандидаты открывают вниманию избирателей то, о чем по американской традиции не распространяются даже в разговорах с друзьями. Им приходится это делать в соответствии с принятым 30 лет назад специальным законом. Интересно, что чем выше оцениваются шансы того или иного кандидата, тем детальнее он отчитывается о том, что у него на счетах и откуда он получает доходы, стремясь избежать нареканий в финансовой нечистоплотности или неразборчивости. Так, республиканский кандидат, бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни объявил о том, что его личное состояние оценивается в 190 миллионов долларов, причем сюда не входит принадлежащая ему недвижимость.
На этом фоне сбережения сенатора-демократа Хиллари Клинтон и ее мужа Билла выглядят поскромнее – 50 миллионов долларов. Однако в последние несколько недель эти активы, согласно представленной кандидатом Клинтон декларации, подверглись заметной реструктуризации. Клинтоны закрыли трастовый фонд, управлявший их инвестициями с 1993 года. Это произошло после того, как представители Управления по этике в правительстве предупредили супругов, что они обязаны вести свои финансовые дела в соответствии с законом о президентских кандидатах, предъявляющим к последним более жесткие требования, чем к сенаторам.
Предупреждение оказалось не лишним. Выяснилось, что Клинтоны держали в упомянутом фонде от 5 до 25 миллионов долларов, которые могут рассматриваться как источник конфликта интересов, способного поставить под вопрос успех избирательной кампании Хиллари. В портфеле фонда были акции оборонных, фармацевтических, нефтяных и других компаний. Формально Билл и Хиллари не ведали, как точно инвестируются их деньги. Как стало известно, в число принадлежавших им активов входил и пакет акций NewsCorp , материнской компанией канала Fox News . Многие демократы считают, что этот телеканал грешит сильным предубеждением против них. Согласно опубликованному в прошлую пятницу финансовому отчету, Клинтоны продали все свои акции и перевели деньги на банковские счета. Продажа большой партии акций означает, что супружеская пара будет обложена огромным налогом на доход от прироста капитала.
Кандидатам в президенты довольно часто приходится отвечать на неудобные вопросы о своих капиталовложениях, особенно если это связано с компаниями, деятельность которых может входить в противоречие с программой кандидата или с платформой его партии. Например, ближайший демократический конкурент Хиллари по президентской гонке сенатор Барак Обама этой весной быстро отозвал свои инвестиции из компаний, оперирующих в суданской провинции Дарфур. Другой член демократической команды кандидатов – бывший сенатор Джон Эдвардс – вынужден был срочно отчитаться о своей деятельности консультанта и о более чем миллионной доле в инвестиционном фонде, который, как оказалось, пользовался зарубежными налоговыми льготами. Вместе с тем, декларация Хиллари Клинтон показывает, что она, как никакой другой кандидат, пользуется финансовой поддержкой своего супруга. Билл Клинтон сегодня является одним из самых высокооплачиваемых ораторов, гонорар за одно его выступление порой достигает 450 тысяч долларов. Как шутят нынче в вашингтонской политической элите, для политика шевеление губами может стать самым верным способом делать большие деньги.
Поскольку политики, избравшие долю кандидата в президенты, готовы к тому, что их будут изучать под микроскопом, американцы с готовностью высказывают свое мнение по поводу мультимиллионеров, стремящихся в президенты:
- Я думаю, что это перебор, когда один человек получает столько денег просто за выступление, за выражение своего мнения. Это несправедливо, потому что много людей работают куда больше, а получают гораздо меньше, - говорит Стив.
- Но в условиях свободного рынка этот рынок и определяет размеры заработков…
- Да, свободный рынок не ограничивает доходы. Но нет никакой связи между трудом политика и его оплатой, будь то гонорары за книги и речи или щедрая зарплата, которую мы, налогоплательщики, им платим. Если бы политики смогли решить какие-то важные мировые проблемы, тогда можно было бы говорить о такой высокой компенсации.
- Помните О`Генри, - «доллар в чужом кармане казался ему личным оскорблением»?
- Но есть какая-то непристойность в том, что в Африке людям есть нечего, а у нас многие тысячи миллионеров. Эти деньги должны быть использованы, чтобы помочь всему миру, - считает Айрин.
- Только вот как их использовать? Не станешь же раскулачивать всех кандидатов в президенты и богатых людей вообще?
- Я вкалываю в восьми утра до восьми вечера. Поэтому богатые кандидаты в президенты мне не очень нравятся. У меня четверо детей–школьников. У жены тоже миллионов нет, она медсестра, - объясняет Джек.
С обеседники Радио Свобода признавались, что не стали бы выбирать на крупный пост откровенного бессребреника – «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?»:
- Я предпочитаю выбрать человека, который доказал, что у него хватило изобретательности и энергии, чтобы заработать свои миллионы в бизнесе или в юриспруденции, - говорит Бренда.
Всеобщее уважение вызывают богатые, но щедрые люди, типа Билла Гейтса или Тэда Тернера, которые отдают на благотворительность сотни миллионов долларов.