Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.
Никита Татарский: Первыми впечатлениями об открытии Московского международного кинофестиваля поделится обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.
Марина Тимашева: С прошлого года в жизни фестиваля кое-что изменилось, а именно организатор. Это немедленно отразилось на жизни журналистов: два часа в очереди за аккредитацией, отсутствие каталогов. Ну, к этому не привыкать. Но на сей раз нас чуть было не лишили возможности видеть церемонию. Раньше в "Пушкинском" стояли мониторы, нынче их нет, а в зал нас пустить тоже не хотели. Спасителем оказался Никита Михалков, лично распорядившийся обеспечить доступ разгневанных журналистов к "телу" Московского кинофестиваля.
Дальше. Нам положено явиться в "Пушкинский" к пяти часам и сидеть в фойе до семи, то есть до начала церемонии. Так вот, в кинотеатре "Пушкинский" вообще нет еды, только "Русский стандарт" разливает коктейли с водкой, это, видимо, вместо успокоительного. Поп-корн, впрочем, продают. Представьте церемонию открытия - вот все сидят в зале с банками поп-корна и жуют. Хорошая реклама поп-корну, вряд ли Московскому кинофестивалю.
Но многие думают: может, не пускают нас из-за одежды? На сайте кинофестиваля висит предупреждение: строгий дресс-код - черный верх, белый низ. Сначала это казалось шуткой, но при мне строгая охрана дала от ворот поворот интеллигентной женщине из газеты "Собеседник", одетой в модное прозрачное платье. Эти драконовские меры распространили только на журналистов, гости - известные актеры и режиссеры - шли по звездной дорожке, в чем хотели. Вот, кстати, Слава Зайцев: он пришел в живописном красном сюртуке с драконами.
Знаете ли вы, что вы очень грубо нарушили дресс-код, который...
Слава Зайцев: А я сознательно это сделал. Я никогда не придерживаюсь никаких дресс-кодов. Светлый низ и белый верх - это очень странно, либо уж целиком все белое, либо белое и черное.
Марина Тимашева: В соответствии с требованиями дресс-кода зато была оформлена сцена: белый экран, белые огромные абажуры на черном фоне. Вообще, все как всегда - дежавю. Сначала - советник по культуре президента Российской Федерации, зовут его Юрий Лаптев, он поздравляет кинофестиваль от имени Путина. Потом появляется Юрий Лужков. Ну и так далее, и тому подобное.
Вспоминают о 50-летии фильма Калатозова "Летят журавли", и кто-то гнусавым эстрадным голосом запевает дивную песню на стихи Расула Гамзатова "Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей...", а на экране - кадры из фильма "Летят журавли", сравнения с которым современные фильмы не выдерживают.
Затем представляют членов жюри, имена которых могут что-то сказать только самым искушенным киноманам. Известна только Рената Литвинова.
Далее Никита Михалков вручает вериги, простите, цепь от Carrera y Carrera председателю жюри, австралийскому режиссеру Фреду Скепси, автору фильма "Русский дом". Скепси снимал картину в России 18 лет назад. Говорит, все изменилось.
Ну и наконец, доходит до первой премии "за вклад в мировой кинематограф". Ее вручает Эмир Кустурица. А премия вручена Татьяне Самойловой и Алексею Баталову, тем людям, которые снимались в фильме "Летят журавли". По окончанию церемонии, впрочем, фотокорреспонденты преследуют не их, а Тину Канделаки. Все действительно изменилось.