ГУВД Москвы подтвердило факт массовой драки, произошедшей в пятницу вечером в центре российской столицы. В результате столкновений на межнациональной почве задержаны 42 человека. Как сообщили в ГУВД, в массовой драке участвовали, в частности, члены ДПНИ и выходцы с Кавказа. Один человек получил ранения. По данным ГУВД, в пятницу вечером милиция пресекла еще несколько попыток устроить драки - в Филях и на Манежной и Славянской площадях.
Руководство ГУВД обратилось в субботу к лидерам политических партий, общественных организаций и движений с призывом не провоцировать своих сторонников и не вовлекать молодежь и несовершеннолетних в противоправные действия, тем более на межнациональной основе.
Мэр Москвы Юрий Лужков, который находится с визитом в Калуге,также выступил с заявлением по этому поводу. По его словам, столичные власти не допустят в Москве националистических, шовинистических проявлений: «Любые проявления шовинизма, ксенофобии, национализма будут жестко подавляться». Лужков сообщил, что накануне в центре Москвы была пресечена попытка массовой драки. «Я хочу отметить, что правоохранительные органы пресекли попытки подобного рода стычки и не допустили массовой драки», - сказал мэр. По его данным, зачинщики стычки были задержаны, а один человек получил травму. «Мы не дали возможность состояться этой схватке. Действия милиции были своевременными», - сказал Юрий Лужков. Он подчеркнул, что Москва является многонациональным городом, и сохранение межнационального дружелюбия является для города приоритетным.
Тимур Музаев, политолог, эксперт в области межнациональных отношений, убежден, что «так называемый конфликт на самом деле – провокация». Он продолжает:
«Она готовилась заранее, о ней было известно. Были вывешены заранее объявления в интернете, были разосланы письма соратникам ДПНИ и представителям других националистических организаций. То есть это был конфликт с анонсом. Во-вторых, в нем участвовали не только выходцы из Средней Азии и Кавказа, но и представители некоторых левацких московских, антифашистских организаций. То есть это не был межнациональный конфликт, да и вообще не конфликт. Это была заранее организованная провокация, политическая драка с элементами хулиганства.
Как заявляют некоторые представители националистических организаций, которые участвовали в конфликте, в первое время милиция едва ли не потворствовала им, чуть ли не открыто сочувствовала националистам, но потом, видимо, получив приказ начальства, стала разгонять и арестовывать зачинщиков драки из среды активистов ДПНИ».
Александр Белов, лидер Движения против нелегальной иммиграции, дал интервью радиостанции «Эхо Москвы». Его версия происшедшего такова:
«Группы кавказцев собрались у памятника и стали танцевать лезгинку, при этом громко себя вести. В это же время должен был состояться молебен у памятника героям Плевны». Лидер ДПНИ добавил, что, по словам очевидцев, сначала произошла словесная перебранка, потом люди попытались друг друга потолкать. В результате выходцы с Кавказа схватили железные трубы и «нанесли увечья нескольким случайным людям». Белов также утверждает, что ДПНИ не имеет отношения к произошедшей драке. Столичные власти пока воздерживаются от комментариев, добавляет от себя радиостанция «Эхо Москвы».
Тимур Музаева прокомментировал это интервью так:
«Белов – известный провокатор. От имени ДПНИ, от его имени объявления об избиении кавказцев было распространено заранее, за несколько дней. Оно было назначено на 22-е число. И 22-го числа московская милиция действительно предотвратила эту попытку погрома со стороны ДПНИ. Видимо, и Белов, и другие представители ДПНИ не зря оказались именно на том месте, о котором почти неделю говорит московское сообщество, что там назначено массовое избиение кавказцев.
Следует ли ожидать, что Москва станет второй Кондопогой или Ставрополем? На этот вопрос Тимур Музаев ответил так:
«Я думаю, что сейчас Белову после провала попытки раскрутить ситуацию в Ставрополе срочно необходим какой-то информационный повод, чтобы мобилизовать свои силы накануне серьезных политических испытаний. По всей видимости, он хочет наиболее выгодно продать свой электоральный ресурс в преддверии выборов в России. Я думаю, что они попытаются сейчас раскрутить пропагандистским образом эту, в общем, очень локальную драку по московским масштабам, не имеющую большого значения.
Но здесь самое главное – информационная поддержка, а не реальные события, то есть небольшой конфликт, который был действительно пресечен милицией буквально в самом зародыше, может быть сейчас развернут на всю страну как начало некой «освободительной войны». И это мне кажется, опасно и тревожно для российского общества, ибо состояние российского общества настолько подготовлено к восприятию межнациональных конфликтов, к восприятию провокаций подобного рода, что это не может не внушать опасений».