Сочи выиграл соревнование за право проведения зимней Олимпиады 2014 года. Однако это право может лишить регион уникальных природных объектов, считают экологи. Представители экологических организаций указывают: впервые в истории олимпийского движения все спортивные объекты планируется разместить на ценных природных территориях: в Сочинском национальном парке, на территории буферной зоны объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ», а также в уникальной Имеретинской низменности.
Однако в прошлом месяце организация «Гринпис», которая требовала запретить Федеральную целевую программу развития Сочи, окончательно проиграла в суде иск о незаконности строительства некоторых олимпийских объектов. Кассационная коллегия Верховного суда отклонила жалобу, оставив в силе решение Верховного суда от 21 марта.
Ситуацию для Радио Свобода прокомментировал председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», основатель организации «Гринпис Россия» член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков:
- Нна территории Сочинского национального парка 107 эндемичных видов для Колхиды, 116 редких и исчезающих, 23 реликтовых видов, 47 видов, занесенных в Красную книгу. Понимаете, то строительство, которое предполагается, оно обязательно, неизбежно принесет ущерб не только этим видам, но и многим другим. И западно-кавказскому туру, и кавказской серне, и кавказскому благородному оленю... То есть ставится вопрос о том, что изменится природа Западного Кавказа. Это действительно огромный кусок, который выделен как объект Всемирного природного наследия. И вокруг него - буферная зона.
Там ведь не только олимпийские объекты, под крышей олимпийских объектов строятся элитные курорты, девять элитных гостиниц, которые не имеют никакого отношения к Олимпиаде. Там строятся не только бобслейные трассы. Хотя бобслейная трасса на Грушевом хребте - это, конечно, безобразие, это просто исключенный вариант. Но там строятся и какие-то поля для гольфа и так далее. Просто расхватывается земля около Черного моря людьми, которые имеют доступ, как говорится, к кремлевским палатам.
- В зоне Сочи вообще ничего нельзя такого строить?
- Нет, там можно строить, и мы не против всех объектов. Но, скажем, Имеретинская низменность, откуда предполагается выселять людей и так далее, - это же угодья водно-болотного значения международного характера! Там останавливаются перелетные птицы. Смотрите, что нельзя строить. Нельзя строить дорогу к санно-бобслейной трассе, потому что она проходит по угрожаемым территориям. Нельзя строить участок биатлонного комплекса. Нельзя строить линии скоростного железнодорожного сообщения Адлер - Грушевая поляна. Нельзя строить каскад ГЭС на Мзымте. И еще там пара объектов. А если это нельзя строить, так не получается тогда олимпийского комплекса.
- А власти или Олимпийский национальный комитет, или комиссия по подготовке с вами какой-то диалог вели? Они знают ваши аргументы или нет?
- Они знают наши аргументы. С большим трудом, но все-таки была встреча, на встрече были представители Олимпийского комитета Сочи, и им были переданы документы. Не было такого широкого диалога, о котором мы мечтали, но документы были переданы. Кроме того, Объединенная Партия зеленых России обратилась в Олимпийский комитет. Насколько я понимаю, ЮНЕСКО, ЮНЭП, Всемирная организация охраны природы обратились в Олимпийский комитет. Это не только наши обращения, все встревожены! Никогда Олимпийские игры не были такими природоразрушительными.
- 138 миллионов долларов есть в бюджете сочинской Олимпиады на всякие экологические мероприятия. Вы понимаете, на что они хотят эти деньги потратить?
- Да, примерно представляю, что они декларируют. Немецким телевидением позавчера были опубликованы жутко скандальные данные о том, что Сочи, Адлер и так далее не имеют вообще цивилизованных мусорных свалок, их вообще нет. Там горят свалки годами, там миазмы распространяются под землей. И вот вчера буквально милиция, когда немецкое телевидение поехало на эти свалки, ФСБ и так далее им препятствовали и все такое прочее. Вы говорите - 138 миллионов. Так чтобы сделать цивилизованные свалки в районе Сочи, нужно примерно полмиллиарда долларов, а вовсе не 138 миллионов долларов, только для этого. А потом, что вы говорите, скажем, многие сооружения предполагается сделать выше уровня леса, там, где вечный снег. Там что ни сделай - нарушение почвенного покрова, который никогда не восстановится. И эти самые краснокнижные виды, эндемики, реликты, которые живут только в этом месте! Если мы их уничтожим, их восстановить нельзя ни миллиардами, ни триллионами долларов!
- Скажите, пожалуйста, а в районе Сочи это понимают? Там есть какое-нибудь существенное движение против проведения Олимпиады?
- Да, там есть «Вахта Северного Кавказа», очень сильная общественная организация. Она пытаются там организовать пикеты. Был снят и во вторник ночью по РЕН ТВ должен был идти очень хороший сюжет, который показывает, что безвозвратные потери будут, но его сняли за полчаса до эфира! Это сняли по приказу из Кремля. Под флагом Олимпиады, на самом деле, самые низменные интересы - захватить земли, как можно больше, пока в аренду, а потом и в частную собственность.
О европейском опыте влияния экологов на проведение больших спортивных мероприятий РС рассказал другой эколог, заместитель руководителя берлинского отделения организации «Гринпис» Тобиас Мюнхмайер:
- Впервые эти проблемы обсуждались активно в 2000 году, когда были Олимпийские игры в Австралии. Тогда правительство Австралии совместно с правительственными организациями, включая "Гринпис", заранее составили план, как можно сделать эти игры как можно более экологическими с точки зрения затрат энергии, с точки зрения количества мусора, разных критериев. И тогда и моя организация "Гринпис" участвовала в этом процессе, и, в конце концов, это был очень положительный пример, как это гигантское мероприятие возможно устроить по более-менее экологическим критериям.
В прошлом году, когда был Чемпионат мира по футболу в Германии, так называемый Эко-институт в Берлине пытался развивать подобные критерии по контракту с ФИФА. ФИФА утвердила, что Чемпионат мира по футболу в Германии прошел, в конце концов, без выбросов СО2. Конечно, были выбросы СО2, но они компенсировались проектами в области энергоэффективности и защиты лесов и так далее. Есть такие механизмы компенсации для выбросов СО2.
- Насколько, в принципе, устроители мероприятий реагируют на рекомендации экологов?
- Это очень сильно зависит от организаторов. Это вполне возможно - снизить негативные эффекты от такого массового мероприятия, и даже компенсировать такие эффекты, но это требует знаний и подготовки, и готовности. Потому что это частично может быть связано и с финансовыми затратами, которые организаторы должны проводить.
- Когда устраивалась Олимпиада, например, в Турине, там было очень много построено. И вообще, когда много строят, и не избежать нанесения вреда ландшафтам.
- Да, я согласен. Наверное, вообще зимние игры с точки зрения экологии - это гораздо более острый вопрос, чем летние игры. И вполне возможно, что в таких странах, как Австрия и Швейцария, где существует очень богатая инфраструктура для подобных чемпионатов, вред для экологии ниже, чем в Сочи.