На Украине под Одессой начались многонациональные военные учения SeaBreeze2007. Они проходят в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Вместе с военно-морскими силами Украины и США в маневрах участвуют представители еще 11 стран. В прошлом году аналогичные учения в Крыму были сорваны активистами пророссийских организаций.
Россия традиционно игнорирует эти военно-морские учения. Они проводятся с 1997 года. Морская фаза SeaBreeze2007 пройдет в акватории Одесского морского порта, сухопутная - на полигоне Широкий Лан под Николаевом. В маневрах будут задействованы 22 военных корабля и более 1200 морских пехотинцев. Их главная тема - планирование и проведение миротворческой операции.
Летом прошлого года Верховная Рада впервые не дала согласие на проведение SeaBreeze в Крыму, и они были сорваны активистами ряда пророссийских организаций полуострова. Нынешние учения поддержали все ветви украинской власти, поэтому министр обороны Анатолий Гриценко заявил, попытки их блокировать будут локализованы правоохранительными органами.
Что представляют собой сегодня вооруженные силы Украины в военно-техническом и идейно-политическом отношении? Какие настроения царят среди офицерского состава и призывников, и насколько украинская армия готова к сотрудничеству с войсками стран НАТО? Об этом корреспондент Радио Свобода побеседовал с украинским военным экспертом, директором киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентином Бадраком.
- Если говорить о военной доктрине современной Украины, о принципах формирования и вооружении украинской армии - насколько она изменилась в сравнении с советской армией, есть ли острые углы в отношениях с американцами?
- Конечно, это еще не армия западного типа, таковой ее можно считать, когда она станет действительно профессиональной. Это может произойти на рубеже 2011-2012 годов, тогда можно будет со всей серьезностью говорить об изменениях, в том числе о новой идеологической платформе украинского военнослужащего. Сегодня, безусловно, есть еще определенные стереотипы, доставшиеся Украине в наследство от советского периода, но их становится все меньше.
Что касается вооружения, то здесь ситуация не так хороша, потому что финансирование армии в течение последнего десятилетия буксовало. Не на все современные вызовы украинская армия может ответить. Отражение агрессии на одном оперативно-тактическом направлении – это армии под силу. Взаимодействие в составе коалиционных сил или в составе миротворческой миссии - также вещь вполне выполнимая. А вот адекватно отреагировать на масштабную войну, безусловно, украинская армия будет не в состоянии.
- Учения SeaBreeze проводятся уже 10 лет. Стало ли уже понятно, какова практическая польза от взаимодействия вооруженных сил Украины с НАТО или же это политическое мероприятие, а не военное?
- Я бы не стал говорить, что политическая составляющая превалирует над практической. Сегодня для украинского военнослужащего, для офицера, который будет составлять ядро будущей профессиональной армии, крайне важно тесно общаться с представителями армий развитых государств. И в этом смысле взаимодействие с американцами и вообще с армиями НАТО является уникальным опытом как по планированию военных операций, так и по выполнению определенных задач в составе объединенных формирований.
- Все помнят прошлогодние события в Крыму, когда часть местных жителей и приезжих сорвала учения SeaBreeze2006. Есть ли такие настроения сейчас и, самое главное, есть ли такие настроения среди офицеров украинской армии и среди солдат?
- Политический подтекст прошлогодней акции, как ни странно, негативно отразился прежде всего на самом населении. Снизился приток туристов в Крым. В результате жители полуострова, на мой взгляд, на увидели практической выгоды в том, что произошло. Поэтому, я думаю, что сегодня настроения среди населения достаточно ровные. Что касается ядра офицерского корпуса, то, безусловно, тяга к взаимодействию с натовскими армиями и вообще к трансформации украинской армии в сторону натовских стандартов, безусловно, ощущается. Офицеры осознают, что профессиональная армия - это более управляемая армия, и она будет являть собой гораздо более однородное формирование.
Значительную роль играет и внутренний морально-психологический климат, который в профессиональной армии, безусловно, гораздо менее взрывоопасен, в отличие от ситуации, когда значительные усилия офицеры тратят, скажем, на борьбу с дедовщиной, на проведение хозяйственных работ. Поэтому офицерский состав в своем большинстве (я тут не ошибусь, наверное) является приверженцем именно профессионализации украинской армии и приближении ее к натовским стандартам. Что касается переменного состава призывников, то тут, безусловно, многое зависит от того, из какого региона они прибывают, и какой у них первоначальный настрой. Потому что, безусловно, у людей, которые находятся в армии временно, в начале службы сильны стереотипы, которым они подвержены в гражданской жизни.