Учредители фонда «Образованные медиа» (это бывший «Интерньюс») приняли решение о ликвидации организации. В апреле фонд «Образованные медиа», давший дорогу в профессию многим российским журналистам, вынужден был приостановить деятельность из-за обысков в московском офисе в рамках дела, возбужденного против руководителя фонда Мананы Асламазян: ее обвинили в нарушении таможенных правил. О ликвидации фонда «Образованные медиа» и о возможной его замене Радио Свобода рассказал президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.
- Учредители приняли свое решение на основании той атмосферы, которая уже достаточно давно существует и в самом фонде и вокруг него. Следствие продолжает придумывать какие-то новые обвинения. В покое эту организацию не оставят и не удовлетворятся только отторжением от нее Мананы. Существовать же в отсутствие Мананы фонд не может - она не только голова, но и сердце этой организации. Внятной политики у фонда на сегодняшний день нет, он не может ничем заниматься с апреля - у него нет документов. Поэтому ряд программ перешли в другие организации, а то, что осталось, не заслуживает того, чтобы вокруг этого создавать некую видимость деятельности. Поэтому мы пришли к выводу, что надо заняться ликвидацией. Но ликвидацией с серьезными арьергардными боями, наглядно демонстрируя, что никто никого не испугался, что никто никому ничего не уступил, хотя то, что они хотели, они уже сделали, испохабили, практически стерли с лица земли одну из лучших независимых, некоммерческих, негосударственных организаций.
- А чем займется Манана Асламазян?
- Манана консультирует «Интерньюс Европа». Она очень хорошо знает эту сферу деятельности, она уже была председателем «Интерньюс Европа» на общественных началах, поэтому ей это знакомо. Она ездит по Европе, смотрит, что делают «Интерньюсы». Ведь «Интерньюсы» есть повсеместно.
- Вы сказали о том, что будет создана организация, подобная «Образованным медиа». Вы не боитесь, что будут те же проблемы с властями?
- Я сказал об этом сугубо гипотетически. Я об этом не думаю сейчас ни одной минуты. Я просто думаю, что когда ситуация наладится и Манана вернется в Москву, то без работы она сидеть не будет и будет что-то делать. Если захочет, придет в любую из наших организаций. Но, скорее всего, она привыкла уже за последние 15 лет быть хозяйкой и сделает маленькую организацию. Она хорошо знает сегодняшнее телевидение - и что нужно журналистике, что нужно новостям на этом телевидении: она ведь провела огромное количество всевозможных учебных программ. Она найдет, что делать, а мы ей поможем.
Мы в очередной раз натолкнулись на ухмылки нашего правосудия: было назначено слушание наших претензий по поводу новых выдвинутых обвинений в адрес «Образованных медиа». Эти совершенно безумные следователи, которые не хотят ни за что отдавать документы, которые они, по сути дела, незаконно изъяли, как мы считаем - они нашли признаки отмывания денег и незаконного предпринимательства, уж большего бреда и придумать нельзя. Поэтому мы опротестовали это их решение. Сегодня должно было быть слушание. Но в пятницу сообщили, что слушания не будет, потому что судья ушла в отпуск – хотя по закону суд должен рассмотреть такое обращение в течение недели, а подано оно 28 мая.