Министерство культуры Таджикистана обнародовало перечень печатной агитационной продукции религиозных организаций, запрещенной к распространению в республике. Основу «черного списка» составляет литература исламистской Партии освобождения, или «Хизб ут-тахрир».
Эта организация призывает к свержению правительств стран Центральной Азии и созданию на этой территории единого исламского образования, то есть халифата. В Таджикистане партия внесена в список запрещенных террористических организаций, власти стараются пресечь попытки ее сторонников распространить свое влияние. В прошлом году по подозрению в членстве в партии было задержано около ста человек.
В перечень минкульта попали шесть десятков книг и столько же листовок «Хизб ут-тахрир», в том числе такие изданные на таджикском и узбекском произведения, как «Система власти в исламе», «Голос из застенка», «Центральное управление в халифате», «Военизированный ислам», «Исламское государство», «Демократия – система неверных». Эксперт по делам религии министерства культуры Саидбек Махмадулло считает, что содержащиеся в этих книгах идеи носят экстремистский характер, к тому же издания не содержат выходных данных, как того требует закон о печати.
От запрета пострадало и христианское течение «Свидетели Иеговы». В таможенной службе республики РС сообщили, что недавно задержан контейнер с литературой, пропагандирующей идеи иеговистов. Наблюдатели связывают этот запрет с желанием властей создать видимость беспристрастного отношения к предмету и предотвратить возможное недовольство мусульманской уммы жесткой политикой.
Московский журналист Олег Панфилов, много лет проживший в Таджикистане, не исключает, что свою руку к запрету приложила и РПЦ, которая считает «Свидетелей Иеговы» вредной сектой и нежелательным конкурентом. Впрочем, эксперт по вопросам религии Зубайдулло Розик полагает, что эти действия властей вполне оправданы: «Новые толкования религии финансируются иностранными государствами и обманывают народ. Проповедники этих идей, пользуясь свободой слова, пытаются разложить таджикскую нацию».
Специалисты расходятся в оценке позиций исламистов в Таджикистане и эффективности предлагаемых властями мер. Так, Теолог Бахтиер Орифи полагает, что запрет на распространение партийной литературы лишь усилит интерес к «Хизб ут-тахрир»: «Запретный плод сладок, их книги будут пользоваться большей популярностью. Все равно их можно достать в интернете или подпольно, они будут переправляться из-за рубежа. Данная акция бессмысленна». Орифи не исключает, что репрессивные меры по отношению к радикалам приведут к тому, что к ним присоединятся люди, недовольным авторитарными режимами, но пока не испытывающие особых симпатий и к исламистам.
Сама по себе программа «Хизб ут-тахрир», по оценке аналитиков, рыхла и плохо аргументирована. Московский эксперт Олег Панфилов считает, что в условиях отсутствия внятной социально-экономической политики официальному Душанбе выгодно раздувать «исламскую угрозу»: «пока власти Таджикистана не будут всерьез относиться к развитию экономики и повышению жизненного уровня населения, можно бояться чего угодно, включая лунного света и солнечной жары».