Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие журналист "Нового времени" Наталья Морарь.
Виктор Нехезин: Известный адвокат Борис Кузнецов покинул Россию. В среду Тверской суд Москвы постановил, что Кузнецов в ходе защиты клиента, бывшего члена Совета Федерации Левона Чахмахчяна, разгласил сведения, составляющие государственную тайну. Как теперь выясняется, не дожидаясь возбуждения против себя уголовного дела, Кузнецов выехал из страны. Таким образом, можно сказать, что он последовал примеру еще одного своего клиента, главы фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян, которая также, не дожидаясь решения суда по своему делу, покинула пределы России. О том, что Борис Кузнецов находится уже вне пределов России, рассказала журналист "Нового времени" Наталья Морарь. Ей удалось дозвониться до адвоката, после чего он оказался недоступен для всех других журналистов. Таким образом, сейчас Наталья Морарь является единственным источником информации о положении, в котором оказался Борис Кузнецов. И вот что журналистка рассказала Радио Свобода.
Средства массовой информации российские сообщают, что именно вы брали последнее интервью у адвоката Кузнецова и, судя по всему, с тех пор он недоступен. Не могли бы вы рассказать подробности вашего разговора?
Наталья Морарь: Мы действительно разговаривали с ним вчера утром, около 10 утра. Мне удалось до него дозвониться, причем я к тому моменту даже и не знала, что его уже нет в России, что он покинул территорию Российской Федерации. Он мне тогда сказал: Наташа, извините, что я вчера не выходил с вами на связь (у нас просто с ним была договоренность пообщаться), я просто вчера был вынужден покинуть Россию тайным образом. Я стала спрашивать, почему. Он объяснил, что это связано с решением Тверского суда, и он абсолютно уверен, что, если бы он не уехал, он бы уже находился в Лефортово. Кроме этого, он сказал, что это никак не связано с тем, что он боится сесть и так далее, а это связано исключительно с тем, что он абсолютно уверен, что он тогда не сможет оказывать никаких услуг своим клиентам и даже себе самому не сможет помогать. И он не намерен возвращаться в Россию до тех пор, пока не будет уверен в том, что его не посадят. Это единственное, что он мне сказал. Он отказался говорить, где он. Мы после этого с ним вчера еще вечером один раз говорили. Но он в порядке, он жив-здоров, он настроен достаточно оптимистично. Он, кроме этого, сказал, что в скором времени подготовит обращение для российских средств массовой информации, которое в ближайшее время распространит среди всех.
Виктор Нехезин: Я хотел бы уточнить, речь идет о среде? То есть Борис Кузнецов покинул пределы России именно в среду?
Наталья Морарь: Да, в среду, потому что мы с ним говорили вчера в 10 утра, это был четверг, и он сказал, что я вчера покинул территорию Российской Федерации.
Виктор Нехезин: Говоря о том, что он бы уже сидел в Лефортово, это просто его предположение или у него были какие-то, возможно, сведения, что готовится его задержание?
Наталья Морарь: Я не знаю, он не говорил о том, что у него есть такие сведения. Возможно, это было просто предположение. Просто было сказано так дословно, что "я думаю, что если бы я не покинул, я бы уже сидел в Лефортово, это никак бы не помогло моим клиентам".
Виктор Нехезин: Ну, и по поводу сроков его пребывания за пределами России, он тоже, видимо, никаких прогнозов не делал?
Наталья Морарь: Нет, он только сказал, что "я не вернусь, пока не будет гарантий, что я не приеду, и меня не посадят элементарно в это Лефортово". Он просто сказал, что в ближайшее время там обоснуется и подготовит специальное обращение, почему он покинул, в связи с чем и так далее. Так что, я думаю, остается только дождаться.
Виктор Нехезин: Борис Кузнецов обвиняется в разглашении государственной тайны. Я напомню, защищая интересы Левона Чахмахчяна, он обнаружил документ с грифом "секретно", свидетельствующий о том, что члена Совета Федерации прослушивает ФСБ, что, по Конституции, является незаконным. Кузнецов направил документ в Конституционный суд, однако суд отказался рассматривать запрос адвоката.
Как пишет интернет-издание "Газета.ру", президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник об отъезде защитника ничего не слышал, но прокомментировал мотивацию Кузнецова. "Кузнецов считает, что в России существует полицейщина, и он не может рассчитывать на беспристрастность суда и вменяемость прокуратуры. Сталкиваться с таким идиотизмом, чтобы усматривать признаки преступления в том, что адвокат направляет в Конституционный суд материалы дела, мне еще не приходилось", - заявил Генри Резник в интервью "Газете.ру". А по мнению адвоката Юрия Шмидта, вряд ли Кузнецов струсил: "Ему совершенно нечего бояться, поскольку обвинение абсолютно бредовое. Если адвокатов будут сажать по таким обвинениям, то это просто край. Он наверняка сумел бы доказать свою невиновность". Это интервью Юрия Шмидта тоже "Газете.ру".