Ссылки для упрощенного доступа

Станция метро "Арбатская" открывается после реконструкции


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Арслан Саидов: Станция московского метро "Арбатская" Арбатско-Покровской линии сегодня откроется после реконструкции. На очереди реконструкция станции метро "Курская" (радиальная).



Ольга Вахоничева: Московский метрополитен - уникальное явление мирового значения, считают специалисты. Особую ценность представляют станции метро 30-50-х годов. Как по габаритам, так и по архитектурной стилистике, столичная подземка намного значительнее, чем метрополитены Лондона, Нью-Йорка, Парижа и Берлина. Говорит профессор Московского архитектурного института, историк архитектуры Наталья Душкина.



Наталья Душкина: Эти станции не просто как клише называют "дворцы для народа", это были великолепные улицы и площади, которые расширили пространство города, ушли под землю, будучи абсолютно современным явлением на тот период времени. Мы в тот период времени шли впереди всех других инженерных подземных инфраструктур городов. Надо ценить то, что было создано. Поэтому сейчас очень остро встает вопрос о сохранении станций того периода.



Ольга Вахоничева: 35 станций московского метро сегодня считаются официальными памятниками истории и культуры. Немногие города мира могут похвастаться внесением в реестр памятников такого числа подземных сооружений. Вместе с тем, московский метрополитен до сих пор не подписал охранные обязательства, что, с юридической точки зрения, позволяет проводить реконструкцию старых станций, нарушая их привычный архитектурный стиль.



Наталья Душкина: Прежде всего, надо сказать о такой жемчужине московского метростроения, да и вообще о памятнике мирового значения, памятнике арт-деко, как станция "Маяковская". За последние три года на ней произошли очень существенные изменения. Мало того, что не решена инженерная проблема архисложного характера: станция течет так же, как многие другие станции этого периода. Эту задачу надо решить в первую очередь, как системный подход, как грамотный инженерный подход. И только тогда можно говорить о реставрации этих старых станций, иначе, если течь не будет ликвидирована, то все деньги, которые затрачиваются на восстановление поверхности этой станции, а здесь речь идет о крайне дорогостоящих материалах, которые использовались при отделке станций, то эти деньги выброшены на ветер. Прошло не более чем два месяца после торжественного открытия этой части станции, мы видим, что опять станция потекла. Следовательно, главная задача - осушение станции - по-прежнему не была решена.



Ольга Вахоничева: По словам президента центра подземных исследований, лидера движения диггеров России Вадима Михайлова, инженерные проблемы столичной подземки находятся наверху.



Вадим Михайлов: Строительство, присовокупленное к метрополитену, так или иначе, от рекламных щитов, которые его пробивали, до огромных котлованов, которые разгружают здесь, хотя бы строительство Центра Райкина, и по многим другим местам, где метро либо касается каких-то очень серьезных объектов строительных, либо где строительство достигло своими котлованами глубин, граничащих с метрополитеном и где переоткачка и разгрузка в грунтах линз вод может привести к тому, что будут так же осушаться какие-то синеклизы и обнажаться какие-то полости внутри, о которых мы мало знаем, но которые, безусловно, будут всегда находиться рядом с тоннелями. Появление различных полостей вокруг метро, усадки вдоль тоннеля и так далее уже говорят о том, что строить что-либо в пределах и уж тем более над тоннелями метрополитена крайне опасно.



Ольга Вахоничева: Конструкции многих станций, в том числе "Новокузнецкой", закрытой ныне на реконструкцию "Электрозаводской", "Кировской", "Кропоткинской" стоят в воде - все их, как и Маяковку, периодически заливает. Эта еще одна беда столичной подземки. Вторая проблема, по мнению Натальи Душкиной, принципиально новый тип реставрации. Приемы хай-тека, которые сейчас появляются на многих станциях метро, меняют облик старых вестибюлей.



Наталья Душкина: Существует московская уникальная школа метростроения, в свою очередь, повлиявшая на создание метрополитена не только на территории бывшего Советского Союза и России, но и в других странах. Это не просто техническое сооружение, созданное для перевозки пассажиров. По отношению к старым станциям, я должна заметить, что наметилась тенденция, когда совершенно чужеродная по характеру среда хай-тека начинает вклиниваться в станции, взять, к примеру, "Маяковскую". Станция арт-деко сейчас испытала сильнейший натиск архитектуры хай-тека и в наземном старом вестибюле, и такая стилевая мутация постепенно идет на многих старых станциях. Старые станции, особенно те, которые являются официальными памятниками, должны сохраняться в рамках научных принципов реставрации. Именно на старые станции приезжают туристы. Московское метро - это абсолютно туристический объект после Московского Кремля, Большого театра. Так что же его показывать, если границы этого памятника начинают все более и более сужаться?



Ольга Вахоничева: Фактически московский метрополитен - единственный вид общественного транспорта, который дает возможность спланировать время и прибыть в назначенное место без опоздания. Недаром, стоимость жилья, находящегося в непосредственной близости к метро, значительно выше, чем квартиры в районах, удаленных от станций подземки. Однако людские пробки появились уже и здесь, говорит Вадим Михайлов.



Вадим Михайлов: В нем стало тяжело дышать. Не многие двери имеют хороший герметик. Оно уже не такое стратегическое в отношении того, чтобы там скрылись люди. Значит, нужно что-то менять. Он не резиновый, раздуться не сможет, поглотить все более и более разрастающееся население, в основной своей массе, конечно, транзитное. Если Москва не будет интегрировать в область, а метро таким же образом не будет раскольцовываться, идти куда-то радиально и строиться дальше интенсивно, то, безусловно, проблемы эти будут расти.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG