Ссылки для упрощенного доступа

«Онищенко посмотрел на шпроты - Латвия замерла в испуге»


Геннадий Онищенко: «Когда о нас бы не вспоминали, вот это было бы самое нормальное время»
Геннадий Онищенко: «Когда о нас бы не вспоминали, вот это было бы самое нормальное время»



Роспотребнадзор разрешил трем производителям молдавского вина ввоз своей продукции на территорию России. «Колораж де Вин», «Висмас» и «Букет Молдавии» стали первыми, кому через почти полтора года запретов разрешили продавать вино в России. В общей сложности разрешен к продажам 21 вид продукции молдавских виноделов. Роспотребнадзор рассматривает также возможность возвращения «Боржоми» на российский рынок. О том, чего еще ждать от Роспотребнадзора, Радио Свобода узнало у главы этого ведомства Геннадия Онищенко.

Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач России, теперь не только и даже не столько врач. Его ведомство - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или, коротко, Роспотребнадзор - занимается всем: от проверки качества пищевых продуктов до доступности банковских кредитов для россиян. В небольшом интервью Радио Свобода Геннадий Онищенко отмел обвинения в политизированности решений его ведомства и пожаловался на то, что россияне не хотят знать свои права.


- Наблюдатели говорят о том, что те или иные запреты на продажу каких-то товаров или начало торговых ограничений - это вещи, скорее, политические, а не потребительские. Как вы оцениваете такую критику?


- Я оцениваю прежде всего, что уже то, что они говорят, это уже хорошо. Самое страшное - это когда единомыслие. Пусть говорят. Сейчас мы открываем молдавскую тему, и опять говорят, что здесь политика. Докажите. Есть суды - доказывайте, докажете - пожалуйста. То есть это хорошо, что есть вот такая разница мнений. Другое дело, когда это переходят на личности, когда начинается поток. Сам факт по себе положительный.


- Когда мы дождемся «Боржоми» обратно? Люди беспокоятся.


- Люди пока не беспокоятся. Во всяком случае, я держу руку на пульсе: большого такого ажиотажного желания нет. Пока «Боржоми» буквально в этом месяце официально обратилось вновь к нам для возобновления работы совместной. Но сейчас эти вопросы рассматриваем.


- Что ожидать в ближайшее время от Роспотребнадзора? Знаете этот анекдот? «Онищенко посмотрел на шпроты - Латвия замерла в испуге».


- Я бы хотел, чтобы вот эта тема насчет ожидания от Роспотребнадзора вообще не звучала. Когда она не звучит, значит, все в стране хорошо. Жизнь налаживается. А когда мы на передних страницах и когда мы впереди всех, это говорит о том, что что-то в этой стране неблагополучно. Вот я бы хотел... когда о нас бы не вспоминали, вот это было бы самое нормальное время, когда все хорошо.


- Как вам кажется, российское население чувствует себя в легальной среде, если оно допускает то, что вокруг него, например, нелегальная торговля, несертифицированная и так далее?


- У нас есть большая политическая проблема. То население, которое сегодня является средним и старшим поколением, это люди, которые воспитаны, человека уже не переделаешь и не перевоспитаешь. Их нужно довести по жизни, максимально оберегая от всего. Сейчас у нас в стране нарождается другая когорта - молодое поколение, которое хорошо знает свои права, умеет ими пользоваться, знает, что такое цена здоровья, особенно предприниматели. Надо сосредоточиться на молодежи, повышая ее в правовом отношении, потому что всех просветить не получится. Поэтому одна из главных проблем - правовая безграмотность и правовой нигилизм. Вот если бы меня спросили, что здесь перевешивает, я бы затруднился ответить. Примерно 50 на 50.


- Вы говорите о несовершенстве законодательной базы. Какие законы, по-вашему, нужно принять срочно и какие нужно срочно исправить?


- Прежде всего нужно все законы, какими бы они ни были - плохими или хорошими - исполнять. Это главная беда нашей страны. А второе, нам не нужно менять закон об алкоголе, нам нужно менять закон о защите прав потребителей, в частности, в кредитовании, в трактовке статьи по свободе договора, который понимается очень вольно. И поскольку нет еще и этики такой корпоративной у банковского сообщества, у потребительского сообщества, нам нужно принимать законы о платном здравоохранении, без этого никак нельзя, потому что нужно де-юре закрепить то, что есть де-факто. Это однозначно. Это системный закон, который должен быть. Ну, и очень-очень много законов надо менять. В частности, закон санитарно-эпидемиологического благополучия. Так что огромное поле для этой работы.


XS
SM
MD
LG