В Иркутской области задержаны 20 человек по подозрению в нападении на палаточный лагерь экологов. Как сообщает РИА «Новости», десять задержанных - жители Ангарска, шестеро - Усолья-Сибирского, четверо – Иркутска. От полученных травм скончался один участник экологической акции, двое находятся в больнице, состояние одного из них – стабильно тяжелое.
По версии правоохранительных органов, нападавшие лишь хотели отомстить находившимся в лагере активистам анархистских группировок, которые якобы накануне избили их товарища. Сразу после происшествия представители милиции утверждали, что нападение на лагерь, в результате которого один человек погиб и восемь тяжело ранены, было обычным хулиганством.
Палатки на берегу Еловского водохранилища15 июля разбили члены международного радикального экологического движения «Хранители радуги», либеральные коммунисты из организации «Автономное действие», активисты движения «Антифа» и независимые экологи. Участники акции выступали против создания на базе Ангарского электролизного химического комбината международного ядерного центра по обогащению урана. В результате нападения на лагерь погиб Илья Бородаенко из «Автономного действия». Сейчас его соратники собирают деньги для отправки тела Ильи в родную Находку и говорят, что лагерь сворачивать не собираются.
В местных правоохранительных органах сначала говорили о хулиганских мотивах нападения на лагерь. Позже, допросив задержанных, переквалифицировали дело: по их версии, антифашисты пострадали за то, что якобы накануне избили товарища нападавших. «То, что произошло - возможно, акция мести за избиение со стороны некоторых молодежных группировок, которые позиционируют себя как скинхеды, - заявил представитель иркутской прокуратуры Александр Воронин. - Какие-либо национальные мотивы тут не прослеживаются, каких-то политических мотивов здесь тоже не видно».
Сами участники лагеря утверждают, что нападавшие на них молодые люди выкрикивали фашистские лозунги. На вопросы Радио Свобода ответил активист организации «Автономное действие» Игорь Козлов:
- Я думаю, это просто группа неонацистов, которых полно, наверное, в каждом городе. Они приехали из нескольких мест. Нам сказали, что участники нападения были жителями Иркутска, Ангарска и Усолье-Сибирского.
- По вашему мнению, это нападение было заранее спланировано?
- Да, следователи показывали даже схему нападения на лагерь, в которой было указано, кто какую палатку будет избивать. Слухи о нападении были с самого начала, как только мы подали объявление об организации лагеря.
- С какой целью вы выставляете пикет у администрации Ангарска?
- Было бы неуважением к памяти товарища бросить дело, ради которого он погиб. Мы решили продолжить информационные пикеты. 20 июля прошла первая такая акция, в выходные в связи с печальными обстоятельствами мы были вынуждены отложить пикеты, а сегодня они продолжатся. Первая же наша акция будет посвящена памяти Ильи.
Губернатор Иркутской области Александр Тишанин назвал произошедшее выходящим за рамки здравого смысла и выразил соболезнования родственникам погибшего. «К великому сожалению, - сказал губернатор, - в регионе проживают около шестидесяти скинхедов. Все эти люди нам известны, и их деятельность взята под особый контроль».
Представитель Росатома Сергей Новиков также выразил соболезнования друзьям и родственникам Ильи Бородаенко и всем пострадавшим, но официально заявил, что экологи беспокоятся зря: Ангарский электролизный химический комбинат на протяжении 50 лет занимается обогащением урана в гражданских целях и перерабатывает только собственное сырье. «Мы не ввозим ядерных отходов из-за рубежа и не собираемся их ввозить не только на Ангарский комбинат, но вообще на какой-либо из четырех комбинатов на территории России, - заявил Мергей Новиков. - Ядерные отходы мы не импортируем и не перерабатываем».
С официальным представителем Росатома не согласен глава Союза за химическую безопасность Лев Федоров: «Экологов сотрудники правоохранительных органов уже задерживали и запугивали. Так что это событие было в общем ряду, но в крайней форме. Нашему атомному и всякому другому начальству очень не хочется, чтобы экологи рассказывали, что завозить ядерные отходы в нашу страну - это плохо, а Минатом именно этим занимается. Минатом подрядился завозить в страну уран, обогащать его, обогащенный уран отправлять в Иран и во всякие иные страны, а отходы оставлять в России. Это экологам не нравится, но, мне кажется, что любой нормальный житель России не будет рад тому, что наша бюрократия наполняет страну чужими ядерными отходами, хватит своих».
Вскоре под Ангарском будет разбит еще один лагерь, 26 июля его организуют члены местной экологической организации «Байкальская волна». Ее представитель Марина Рихванова говорит, что в связи с субботним побоищем им предстоит всерьез подумать о безопасности: «Мы сейчас анализируем эту ситуацию и считаем, что раз там милиция не справляется, ситуация криминальная, тяжелая, мы решили наш лагерь перенести в другое место». «Байкальская волна» тоже считает, что в Россию ввозятся ядерные отходы. А то, что на Ангарском химкомбинате называют сырьем – те же ядерные отходы. По словам Марины Рихвановой, в Ангарске собрано 11,5 тысяч подписей против того, чтобы здесь создавался международный центр по обогащению урана.