Ссылки для упрощенного доступа

Победившая партия Эрдогана продолжит проевропейский путь Турции


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.



Андрей Шарый: Премьер-министр Турции Реджеп Таиб Эрдоган после победы правящей партии, лидером которой он является, на досрочных парламентских выборах пообещал продолжать политику реформ и интеграции страны в Европейский союз. Правящая партия получила 47 процентов голосов.


Победу партии Эрдогана многие эксперты оценивают как подтверждение проевропейского пути Турции, а другие наблюдатели опасаются роста исламского фактора в политике Анкары. Что изменится в Турции после выборов? Об этом я беседовал с известном в прикаспийско-черноморском регионе азербайджанским внешнеполитическим экспертом Вафой Гулузаде.



Вафа Гулузаде: Правительство Реджепа Эрдогана и его личность, они как раз на данном этапе и нужны Турции. Турция нужна и для Европы, и для Турции самой, и для Запада, и для всех стабильной страной. Турцию необоснованно обвиняют в каком-то повороте к исламизму. Эрдоган уже много лет у власти. Это не Аятолла Хомейни, он ведет Турцию по светскому секулярному пути. Но вместе с тем Турция - это страна, в которой большинство населения исповедуют ислам, это правоверные мусульмане.



Андрей Шарый: Не беспокоит ли вас и других политических экспертов относительный успех националистов?



Вафа Гулузаде: Националисты по всему миру. По-моему, сейчас эпоха подъема национализма. Но при такой силе партии Эрдогана, я думаю, что каких-то 10-13 процентов националистов в парламенте не представляют угрозы.



Андрей Шарый: Курдское участие в турецком парламенте - это что-то новое для турецкой политической сцены?



Вафа Гулузаде: Я считаю это положительным. Я считаю, курды должны участвовать в парламенте, потому что курды являются частью турецкого общества. Они должны быть равноправными гражданами Турции для того, чтобы внешние силы не использовали их для расшатывания турецкого государства.



Андрей Шарый: Вы ожидаете, что отношения Турции каким-то образом изменятся с теми странами, с которыми связывают Анкару близкие отношения, как Азербайджан, Баку, и с тем, в отношениях с которыми есть большие проблемы, прежде все, Армения.



Вафа Гулузаде: Я думаю, во-первых, отношения Турции с Азербайджаном останутся прежними. Они были всегда хорошими и, я думаю, что эти отношения будут и в дальнейшем развиваться. Что касается Армении, у Турции никогда не было никакого антиармянского курса. Армения - это в некотором плане пока что государство несамостоятельное, это форпост России, и ее политика диктуется Россией. Турция неоднократно заявляла: открыть границу, восстановить все отношения с Арменией. Но для этого Армения не должна, понимаете ли, все время обвинять Турцию в геноциде.



Андрей Шарый: А Турция признает факт этого геноцида, как вы считаете?



Вафа Гулузаде: Турция не обязана признавать никаких фактов. Геноцид никем не доказан. То, что парламент отдельных стран с подачей армянского лобби принимает какие-то решения, они абсолютно противозаконны. То, что произошло в 1915 году, произошло в другом государстве, произошло в Османской империи. Сейчас Турция - это демократическое государство, это не империя.



Андрей Шарый: Каких-то существенных подвижек в отношении Анкары и Москвы нужно ждать теперь или нет, или все тоже останется, как и прежде?



Вафа Гулузаде: Я думаю, что все останется, как и прежде, потому что все зависит не от Анкары, все зависит от Москвы. Москва должна меняться. Потому что исторические события подталкивают ее к этому. Это уже зависит от российского руководства, от русского народа, от того, чтобы сформировать нормальное демократическое государство.



Андрей Шарый: Говорил азербайджанский политолог Вафа Гулузаде.


Как видятся результаты выборов из Америки и ожидают ли в США, что Турция останется партнёром Запада? Об этом подробнее Ян Рунов из Нью-Йорка.



Ян Рунов: Одни политологи с тревогой смотрят на популярность происламских настроений у большинства избирателей, но другие считают, что для тревоги нет особых оснований. К последним относится и американский эксперт по исламу, Ближнему Востоку и терроризму, профессор университета Вилланова в Пенсильвании Хафиз Малик.



Хафиз Малик: Я думаю, что новый успех Партии справедливости и развития можно объяснить возрождением интереса к исламу. Но о каком исламе идёт речь? Усамы бин Ладена или Ататюрка? Внутри мусульманского мира идёт борьба между фундаменталистским, ваххабистским исламом, насаждаемым Саудовской Аравией, и умеренным, типичным для исторической традиции Турции. Я не думаю, что Эрдоган и его Партия справедливости и развития толкает Турцию к временам Оттоманской империи. Большинство избирателей, поддержавших правящую партию, заявило этим лишь то, что ислам был и остаётся религиозным наследием страны. Однако выборы не рассеяли тревоги европейцев и американцев, что Турция, по мере роста популярности фундаментализма, сможет все же стать базой исламского экстремизма в Европе. Европейский союз признал результаты выборов, однако опасения, что Турция, войдя в состав Европейского союза, может впоследствии стать серьёзной проблемой для содружества, не стали меньше. Я лично сомневаюсь, что в Турции в обозримом будущем победит такой тип ислама, какой насаждает Усама бин Ладен.



Ян Рунов: Ожидаете ли вы, что США будут продолжать настаивать, чтобы Турция признала факт геноцида армян?



Хафиз Малик: Это очень болезненный вопрос для Турции. Суть их аргументации в том, что к трагедии армян имеет отношение Оттоманская империя, которой больше не существует. Я не вижу у Соединенных Штатов особых инструментов давления на Турцию в этом вопросе. И не знаю, могут ли нести ответственность, в том числе финансовую, за события почти столетней давности в Оттоманской империи современные турки.



Андрей Шарый: Так считает американский политолог Хафиз Малик.


XS
SM
MD
LG