Тамара Ляленкова: Современный мир, несмотря на все достижения цивилизации и глобализации, по-прежнему сохраняет различия отношений и укладов, иногда в силу экономических обстоятельств, но чаще благодаря крепости духовной. И в этом смысле наиболее устойчивым оказалось мусульманское общество, традиционный уклад которого иногда вызывает зависть, а чаще непонимание у остальной части человечества.
В сегодняшней передаче мы попробуем обратиться к первоисточнику, то есть семейной жизни пророка Мухаммеда. И мой первый собеседник - профессор Института востоковедения Тауфик Ибрагим.
Тауфик Ибрагим: Многие говорят, что в исламе пророк учредил, освятил многоженство. Для семитов, для всего региона Ближнего Востока и вообще на Востоке иметь много детей - главное. Много потомков - это признак не только социального престижа, но и божественного благоволения к тебе. Пророк ислама ограничил число жен - две, максимум можно четыре. И притом какие условия наложил! Другое дело, что мужчины в своем эгоизме часто не соблюдают их. Мужчина должен быть абсолютно ровным со всеми, и в Коране сказано: если вы боитесь быть ровным с вашими женами, то тогда довольствуйтесь одной. Но в другом месте в Коране написано: как бы вы ни старались быть ровными с женами, вы не сможете. Бог никому не давал двух сердец.
Дозволяя многоженство, пророк ориентировался на моногамную семью. Другое дело, что богословы потом интерпретировали это в свою пользу (а богословы в основном мужчины): оставили на совести мужчины определить самому, может ли быть он ровным со своими женами. Если он считает, что может быть ровным, пусть приобретет. А пророк в семье своей делал то, что мужчины традиционно на Востоке себе не позволяют, он абсолютно всеми домашними делами занимался.
Тамара Ляленкова: А сколько у него было жен? Ведь долгое время была только одна - вдова Хадиджа.
Тауфик Ибрагим: Да, он почти до 50 лет... Вот иногда говорят: вот, пророк такой неравнодушный к женщинам. Простите, пожалуйста, до 50 лет у него была только одна жена.
Тамара Ляленкова: Притом что она была его старше.
Тауфик Ибрагим: Да, она была старше. Правда, здесь мнения расходятся, насколько старше. Есть даже версии, что она только на три года была старше его: ему было 25, а ей было 28.
Тамара Ляленкова: Но тут еще такой момент, она была состоятельной вдовой.
Тауфик Ибрагим: Если бы это была единственная причина, ведь у него было несколько состоятельных сподвижников, которые приняли его как пророка. У него было больше четырех жен, но это было до того, как была ниспослано откровение насчет четырех жен. Бог определил, что четыре. Это было все до того. Разные причины, одни браки носили социальный характер. Это защита женщин, которые вдовами остались, в основном жены его сподвижников, которые погибали в боях. С другой стороны, конечно, пророк хотел иметь детей. Ему не суждено было иметь детей мужского пола, а дети мужского пола традиционно считаются наследниками. И еще было наставление: если ты покорил какое-то племя - обязательно бери в жены дочь вождя, чтобы они не чувствовали себя побежденными. Этот момент тоже надо иметь в виду.
У него были жены - и христианки, и иудейки, и они остались и христианками, и иудейками.
Пророк делил время поровну между женами: день в неделю, и чередовал. Причем каждый день после полудня он собирал их всех в доме той, у которой он должен оставаться на этот день, расспрашивал, как они, и так далее. Это понятно - собрать их, чтобы они почувствовали единство. Дети, к сожалению, у него были только от первой жены, от Хадиджи, от последующих жен никаких детей не было. Но все жены его были счастливыми. Правда, однажды он рассердился: он очень скромно жил дома, и женам это не нравилось. И тогда он сказал: "Хотите - пожалуйста. Если кто-то из вас не хочет больше оставаться, пусть она уходит". Но никто из жен не ушел.
Тамара Ляленкова: Жизнеописание пророка Мухаммеда дает возможность исследователям судить о нем, в том числе, как о муже. Существует мнение, что, похоронив первую жену, Хадиджу, пророк, которому было за пятьдесят, женился на последующих исключительно из благородных человеческих или миссионерских побуждений. Однако некоторые из его жен стали значимыми в исламской традиции фигурами.
Свой следующий вопрос я адресовала доктору философских наук из Казани, автору книги "Мусульманка" Гульнар Балтановой.
В исламе нет такой фигуры, которая есть в христианстве, - Богородицы, которая очень значима. Но, может быть, кто-то из семейного окружения пророка Мухаммеда также имеет важное значение и какие-то особые функции, которыми его наделяют верующие?
Гульнар Балтанова: Конечно, в исламе категорически нет такого понятия, как Богородица. И сам Мухаммед ни в коем случае не претендует на статус Бога. Соответственно, все его окружение женское - это обычные земные женщины. Но, разумеется, некоторые из них, обладая высоким статусом, пользуются чрезвычайным авторитетом среди мусульман, - это его мать, его кормилица и в первую очередь, конечно, его жена Хадиджа, которая, собственно говоря, стояла у истоков его кармической миссии, которая первая указала ему на то, что он будет пророком. Фатима, дочь Мухаммеда, безусловно, тоже особым авторитетом пользуется среди женщин, поскольку, во-первых, это самая любимая была его дочь, к тому же она жена племянника Авия, одного из первых его последователей. И среди женщин на мусульманском Востоке она пользуется славой целительницы, "ладонь Фатимы" мы можем видеть в разных киосках, она считается оберегом, амулетом, талисманом и так далее. Хотя, конечно, в российском исламе этого всего нет, потому что в исламе никакие предметы не могут обладать особыми, сверхъестественными свойствами. Все это уже народная, скорее, традиция, нежели мусульманская.
Что касается первой жены Хадиджи, то она получила статус "Великая". Связано это было с тем, что когда Мухаммеду было первое явление архангела Джабраила, и Мухаммед был испуган несколько этим видением, решил, что, может быть, не совсем здоров или галлюцинации какие-то у него начались, он пришел и рассказал ей об этом, и она посоветовалась со своим дядей (а он был христианин), и тот сказал, что это все указания на то, что Мухаммед является мессией. И она тогда сказала: "Ты настоящий пророк". И всегда всю свою жизнь, которую они вместе прожили, она его очень поддерживала. И когда он был женат на ней, других жен у него не было. Уже после того, как она умерла, он стал брать себе жен. Как известно, их было у него до девяти.
Тамара Ляленкова: Он женился, как правило, на вдовах.
Гульнар Балтанова: Да, у него не было другой жены-девственницы, кроме Аиши. Есть еще женская фигура, очень знаковая в Исламе, - это Аиша, его любимая жена. Ее называют - Аиша, мать верующих. Ей было 6 лет, когда они формально заключили брак, и 9 лет, когда он на ней женился, так сказать, уже реально. Так вот, у нее особый статус именно потому, что она была единственная девственница, все остальные были разведенные или вдовы. Она не была последняя, но она была самая молодая и самая любимая среди всех. И она сопровождала его во многих военных походах, и она же была с ним до последней секунды его смерти. Среди мусульман ее авторитет очень высок, поскольку она самый важный и авторитетный источник высказываний Мухаммеда, его поступков. Она их записала несколько тысяч, знала очень хорошо, и ей всегда доверяли в этом плане.
Тамара Ляленкова: На ваш взгляд, какой самый теплый, может быть, женский образ в Коране?
Гульнар Балтанова: Мне, конечно, кажется, что Хадиджи все-таки - самый благородный. Может быть, потому что Мухаммед сам с огромным уважением к ней относился. Про всех остальных жен мы знаем, что они ревновали друг к другу, спорили. В конечном итоге они пустили сплетню про одну из жен, которая была христианкой, - обиделись на нее за то, что она родила сына Мухаммеду. Правда, он очень рано умер, этот мальчик. Про этих женщин мы это знаем, в том числе и про Аишу, которая тоже была достаточно ревнивой, и интриговала, и сердила пророка. Вот что касается Хадиджи, это действительно благородный образ. Во-первых, она сама предложила ему жениться, это был достаточно смелый шаг с ее стороны - все-таки он молод, а она в летах женщина, уже бывшая замужем. Она полюбила его, искренне любила все это время, и она завоевала его любовь, то есть он тоже ее любил. Он все время говорил, что любил ее. И, кстати, Аиша говорила, уже потом, когда ее не стало: "Ну, что ты мог в ней находить? У нее не было зубов, она уже была старая". А он говорил: "Нет, она для меня навсегда остается единственной женой". Может быть, в силу этого у меня лично, и я знаю многих женщин, какое-то особое отношение именно к ней.
Тамара Ляленкова: Так получается, что жены Мухаммеда - это его помощницы, помимо того, что они жены.
Гульнар Балтанова: Да. В первую очередь, они всегда считали себя, и он им на это указывал, что они являются примером, образцом для подражания, моделью для всех женщин. На них смотрели первые мусульманки, с них копировали образ жизни свой, и безусловно, они все были истинными мусульманками, и работали очень много, просвещением среди женщин занимались, участвовали в походах или дипломатических поездках. В общем, они были действительно его помощницами. Я не хочу сейчас сказать, что женщины сыграли большую роль, чем мужчины, нет. Но, скажем так, они сыграли огромную роль. Те женщины, которые были радом с ним, служанка его, жены его слуги, ближайших сподвижников, все они играли очень активную роль, не меньшую, чем мужья. Женщины обладают равным статусом в мусульманской общине.
Тамара Ляленкова: О семейной жизни пророка Мухаммеда в сегодняшней передаче рассказывали доктор философских наук, профессор Казанского университета Гульнар Балтанова и профессор Института востоковедения Тауфик Ибрагим.