В четверг Уолл-стрит испытал ощущение, которое было неведомо инвесторам несколько последних лет – панический страх. В середине дня главный рыночный показатель, индекс Доу-Джонса, отражающий стоимость акций тридцати крупнейших компаний, упал на четыреста пятьдесят пунктов – более 3%. Торги на нью-йоркской бирже были приостановлены, чтобы дать успокоиться инвесторам, суматошно сбрасывавшим акции. Несколько минут передышки привели трейдеров в чувство, основные индексы вернули часть потерянного, но поводы для серьезной тревоги, как признают эксперты, остались. Для Радио Свобода события на бирже комментирует экономист, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман:
- В мире сложилась любопытная, редкая ситуация. Преуспевание, рост доходов, рост стоимости недвижимости был достигнут в последние годы благодаря, по большому счету, одному фактору: доступности кредита. Кредитный процент в это время был нехарактерно, если не сенсационно низок во всем мире. Именно на кредит большинство инвесторов в развитых странах приобретают акции, благодаря чему и произошел гигантский рост их котировок на глобальных рынках. Иными словами, деньги были неоправданно дешевы. Теперь инвесторы начали сталкиваться с реальностью. Выяснилось, что значительный процент американских домовладельцев не способен выплачивать по займам, стоимость недвижимости в Америке упала впервые за десятилетия. Банки и другие кредитные организации повысили требования к заемщикам, они начали отказываться от финансирования сделок по продаже и покупке крупных компаний под низкий процент. А именно такие сделки в последний год-два вызывали эйфорию на Уолл-стрит и обеспечивали подъем курсов акций. То есть, приток денег на глобальные рынки уменьшается и рынки должны найти новый баланс, пройти через коррекцию, это нормальное явление. Я не думаю, что мы являемся свидетелями начала краха на Уолл-стрит.
- Финансовый кризис конца девяностых возник, казалось, из воздуха. Сейчас, вы считаете, невозможен такой сценарий?
- Когда все кажется замечательным, рынки неуклонно стремятся вверх, как это происходит в США и в России и в других странах. Легко потерять ощущение реальности. Действительно, сегодня ситуация в России гораздо стабильней, чем в годы, предшествовавшие кризису девяносто восьмого года и дефолту. Государственный бюджет обеспечивается доходами, у правительства большой запас валюты. Но многие корпорации и местные власти, обеспечивающие работой и социальными услугами миллионы россиян, живут в долг, многие из них занимают деньги на международных рынках и удорожание кредита может сильно ударить по ним. Я опасаюсь, что они занимают слишком много. Если же вдобавок упадут цены на нефть, что не исключено в случае замедления глобального экономического роста, то в России многие пострадают, сильно пострадают.