Несколько сотен рабочих Волжского автомобильного завода в Тольятти начали сегодня в 11 часов по московскому времени забастовку, требуя от руководства предприятия повышения зарплаты и улучшения условий труда. Остановлен главный конвейер, в одном из цехов проходит несанкционированный митинг. По словам профсоюзных лидеров, забастовка продлится сутки, в ней могут принять участие до пяти тысяч человек. Между тем, администрация АвтоВАЗА факт забастовки и остановки конвейера отрицает.
О том как готовилась акция Радио Свобода рассказал один из ее участников - Владимир Сидоров. По его словам, он учился, чтобы собираться на конвейере автомобили, а сейчас приходится бастовать:
- Менеджер среднего звена у нас на ВАЗе получает около 3-4 тысяч евро в месяц, и даже больше. А работяги, те, кто работают на конвейере – это самый напряженный, самый ответственный участок, получают около 11 тысяч рублей. Вот на такую зарплату мне приходится содержать ребенка. Жена работает, она продавец, получает 5 тысяч. Хорошо, родители помогают, с дачи продукты свежие – на этом экономим. Питаемся картошкой да макаронами. Мясо едим, сосиски, котлеты дешевые покупаем раз в неделю. В основном вегетарианская пища, овощи любим. Сейчас все частное – и детские сады, и лагеря отдыха. Летний отдых ребенка – у меня дочь скорой пойдет в школу – превращается в проблему. Дирекция завода только красивые слова говорит, а отношение к рабочим – эксплуататорское.
- Почему рабочие Волжского автозавода решили провести сегодня забастовку протеста?
- Несколько профсоюзных организаций разных производств завода решили бастовать. Сначала неорганизованно, потом объединились. Очень помог Александр Дзюбан, активист и лидер профсоюза механосборочного производства. Его вчера задержали на проходной завода, у Саши отобрали листовки - мы хотели листовки раздавать во время акции. У нас на сборочном конвейере есть рабочие, кому и 45 лет, и 50, и старше. А при советской власти, ветераны рассказывают, там работали молодые люди, до 25 лет. Конечно, текучка кадров, люди увольняются, ищут работу понадежнее, поденежнее. Я говорю про рабочих, не про менеджеров. Толк в работе знаем, работаем, потому что ничего другого не умеем. Не все могут быть менеджерами, есть еще такое понятие, как рабочий класс. То, что мало платят на заводе, конечно, и на качестве сборки автомобилей сказывается. При низкой зарплате и к работе относятся без энтузиазма. Еще неделю назад на заводе начались слухи среди рабочих, говорили, что руководство половину рабочих увольняет, если начнется забастовка 1 августа. Но мы будем требовать повышения зарплаты. Нам надо кормить детей, чтобы они нас не стыдили, что мы работаем на ВАЗе, а получаем скромную зарплату.