В РАО «ЕЭС России» утверждена схема обмена акциями подразделений между главными акционерами холдинга, упраздняемого через год. Сегодня на долю РАО приходится 70% производства электроэнергии в стране. Даже выйдя формально из тепловой генерации, государство по-прежнему будет контролировать не менее половины, полагают эксперты.
Обмен акциями, утвержденный на последнем заседании совета директоров РАО «ЕЭС России, подразумевает, что бумаги выделяемых из состава холдинга компаний, принадлежащие государству, будут обмениваться на акции других выделяемых компаний, но принадлежащие остальным акционерам РАО. Среди них - «Газпром», «Норильский никель», СУЭК. Как крупным владельцем РАО и как участникам в основном генерирующего сектора отрасли, им неинтересно просто получить соответствующие доли во всех компаниях, выделяемых из РАО, отмечает аналитик инвестиционной компании АТОН Дмитрий Скрябин: «Они стремятся получить максимальное участие в каких-то определенных генерирующих компаниях. Чего, собственно, и достигли путем этого обмена».
Схема обмена подразумевает, что «Газпром», в частности, увеличит свою долю в тепловой генерации за счет обретения контроля над «ОГК-2» и «ОГК-6». Соответственно, государство, сокращая свое участие в ряде тепловых генерирующих компаний, получает взамен долю «Газпрома» в Федеральной сетевой компании и ГидроОГК.
На сентябрь планируется размещение дополнительной эмиссии акций компании «ОГК-1», и одним из основных претендентов на покупку может вновь оказаться «Газпром», полагает Скрябин: «В итоге государственные компании – «ГидроОГК» (в гидрогенерации), «Росэнергоатом» (в атомной энергетике) и «Газпром» (в тепловой генерации) – в целом будут контролировать примерно 50% всего рынка электроэнергии в России».
Новый суперигрок
От планов создания совместного предприятия «Газпрома» и СУЭК, крупнейшего в стране производителя угля, ни один из его участников пока не отказался. Если СП будет создано, на энергорынке появляется новый суперигрок, причем контролируемый государством. Да, этот процесс негативен для становления конкуренции на рынке, но не критичен, считает аналитик инвестиционной компании «КИТ-Финанс» Дмитрий Царегородцев. Куда большее влияние оказывает несовершенство сетевой инфраструктуры в России. «Если затруднен переток электроэнергии между отдельными регионами, фактически создаются квазиизолированные зоны, в которых доминируют уже не какие-то компании, а даже отдельные электростанции».
Дмитрий Скрябин полагает, что такой суперигрок на рынке тепловой генерации уже создан – это «Газпром». Учитывая нынешние владения «Газпрома» в «Мосэнерго», после обретения контроля над «ОГК-2» и «ОГК-6» госкомпания получит в целом примерно 30 мегаватт установленной мощности – около 15% общероссийской. А создание СП с «СУЭК» упрочит позиции «Газпрома» и в секторе угольной генерации электроэнергетики. «Если сейчас можно говорить о полумонополисте на рынке электроэнергии, то после образования такого СП на нем возникает практически полный монополист – если иметь в виду поставки топлива на электростанции». В целом на тепловых электростанциях сегодня производится почти 70% всей электроэнергии в России.
Вертикальная интеграция
Большинство крупных энергокомпаний Европы занимаются одновременно и продажей газа и электроэнергии, и теплоснабжением. В России таких «универсальных» компаний пока нет. Европейская комиссия настаивает на том, чтобы сетевые подразделения – те же трубопроводы или линии электропередачи – были выделены из структуры европейских энергокомпаний, в основном – вертикально интегрированных, в отдельные.
Руководитель антимонопольного ведомства Европейской комиссии Ниили Кроес считает, что только в этом случае будет обеспечен недискриминационный доступ к транспортным сетям всех компаний, работающих на европейских рынках газа и электроэнергии.
В России – в отношении электроэнергетики, но не газовой отрасли - такое разделение определено законодательно. И, если это законодательство не будет меняться, генерирующие компании в России не будут владеть сетевыми активами, замечает Дмитрий Скрябин. Главные из них выделяются в отдельную структуру – Федеральную сетевую компанию – и остаются под контролем государства. «При этом российские энергокомпании, безусловно, будут осваивать смежные виды бизнеса - водоснабжение, теплоснабжение, и даже газоснабжение. Примеры уже есть – компании «Комплексные энергетические системы» или «Российские коммунальные системы», - говорит Скрябин.
В рамках реформы российской электроэнергетики сформированы как территориальные генерирующие компании (ТГК), так и межрегиональные оптовые генерирующие компании (ОГК). Одновременно в стране остаются регионы, вообще изолированные пока от общей энергосистемы – Дальний Восток, Архангельская и Калининградская области, а также республика Коми.
Экстерриториальность ОГК задумывалась не столько как мера, способствующая становлению конкуренции на общероссийском рынке электроэнергии, сколько для распределения рисков этих компаний, полагает Дмитрий Царегородцев. «Но, думаю, через 3-4 года мы увидим уже полноценный конкурентный рынок, включающий и Сибирь, и европейскую часть России, с реальными перетоками электроэнергии, сопоставимыми с общим объемом ее потребления».
По планам завершения реформы электроэнергетики, РАО «ЕЭС России», как государственная структура, контролирующая большую часть этой отрасли, прекратит свое существование к 1 июля 2008 года...