Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие Елена Васильева, руководитель отделения «Объединенного гражданского фронта» в Мурманске.
Андрей Шарый : Сегодня суд удовлетворил иск психиатрической больницы о принудительной госпитализации активистки Мурманского отделения «Объединенного гражданского фронта» Ларисы Арап. Такое решение было вынесено, несмотря на то, что независимые эксперты из Москвы не нашли оснований для содержания активистки ОГФ в больнице. Освидетельствование Арап проводил вместе с коллегами президент Независимой психиатрической Ассоциации Юрий Савенко по просьбе уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина.
Вообще, история такая. Жительница Мурманска, активистка местного отделения оппозиционного движения Лариса Арап госпитализирована в психбольницу после того, как рассказала о недопустимом отношении к детям в психиатрической больнице в публикации в газете под названием «Марш несогласных», в выпуске, который был целиком посвящен этой проблеме. Лариса Арап протестовала против своей госпитализации. Дважды проводила голодовку. Чтобы она вышла из больницы, добиваются и ее коллеги, и местные правозащитники. Однако пока все безуспешно.
Сейчас в прямом эфире программы «Время Свободы» Елена Васильева, руководитель отделения «Объединенного гражданского фронта» в Мурманске. Она сейчас в Апатитах, и внимательно следила за всей этой ситуацией с Ларисой Арап.
Елена, добрый вечер! Прежде всего, о результатах медицинского обследования. Как чувствует себя Лариса? Каково состояние здоровья? Что говорят врачи?
Елена Васильева : Добрый вечер! Во-первых, сейчас, конечно, вообще, Лариса пребывает в дичайшем шоке. Потому что с самого утра мы знали о том, что хотели не допустить комиссию до ее самой, и хотели начать суд раньше. Только члены вот этой комиссии приехали к 9 утра, смогли вовремя освидетельствовать Ларису. Как-то это очень быстро и плавно перетекло в суд, который приехал. Все это в кабинете главного врача происходило. В общем, только буквально несколько минут назад этот суд закончился. Исковое заявление главного врача и клиники удовлетворено в полном объеме. Потому что речь идет о том, что они подали сейчас в суд на продление госпитализации Ларисы по 29-й статье пункт 3. Это значит, что, если она не будет проходить лечение, то тогда она нанесет существенный вред своему здоровью.
Андрей Шарый : Елена, а что врачи говорят? Каково состояние здоровья Ларисы?
Елена Васильева : Вы знаете, она нормальный человек. Наши врачи, господин Савенко, сегодня вместе с комиссией ее обследовали. Они, действительно, констатируют факт того, что она находится на крайнем срыве. У нее очень серьезный невроз, и предложили восстановительный процесс, то есть предложили препараты и требовали суд, чтобы они немедленно выписали ее на амбулаторное лечение домой. Этим же мотивировал, федеральным законодательством, и адвокат Ларисы. Мы чувствовали, что суд склоняется в нашу сторону. Лариса как-то ожила. У нее в глазах светилась надежда. И в самый последний момент все-таки решение было принято не в пользу Ларисы, а именно на дальнейшее принудительное лечение.
Андрей Шарый : А чем суд мотивировал свое решение? Чем они объясняют то, что она должна оставаться в больнице?
Елена Васильева : Они просто удовлетворяют иск. Ознакомившись с материалами дела, они приходят к выводу, что надо оставить Ларису на принудительном лечении. Мы только сейчас разговаривали с Юрием Савенко и членами комиссии. Они говорят, что этим решением именно главный врач и лечащие врачи сейчас нанесли существенный вред здоровью Ларисы. Потому что она, действительно, сейчас пребывает в серьезном стрессе. Она смотрела на нас и сказала, что она перестает верить в то, что она вообще может выйти оттуда, что они сдержат слово, и ее отсюда не выпустят.
Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, а что теперь намереваетесь делать вы, как друзья Ларисы, люди, не безразличные к этой ситуации? Может быть, вам известно о том, как будет действовать аппарат уполномоченного по правам человека или те врачи, которые сегодня осматривали Ларису?
Елена Васильева : Насколько я знаю от журналистов Мурманской области, которых тоже дезинформировали по этому поводу, сегодня уполномоченный, по крайней мере, Мурманской области был недоволен тем, что комиссия приехала. Сама независимая комиссия, которая была сейчас в Апатитах, возвращается в Мурманск. К Лукину они придут уже в понедельник. По этому поводу сделают публичное заявление. Они просто шокированы. Они считают, что это издевательство, даже не стесняются в выражениях по поводу того, что это действительно карательная психиатрия, эта карательная мера, которая предпринята сейчас к Ларисе, игнорируя абсолютно все – весь анамнез и то, что женщина спокойно может жить среди всех нас, и не находиться там.
Андрей Шарый : Елена, будьте добры, напомните саму всю историю. Почему так они раздражены действиями Ларисы? Что она такого в этой статье написала?
Елена Васильева : Да ничего такого она в этой статье не написала. Она написала только о том, что в России в психиатрических клиниках реально умеют злоупотреблять положением больных, либо больных госпитализируют по причине того, что они становились свидетелями каких-то преступлений, либо для завладения деньгами. И она рассказала о том, как относятся к больным внутри клиники. Именно это раздражило до такой степени врачей, что они идут спокойно на подлоги. В данный момент и на меня подано заявление в прокуратуру от Облздравотдела за то, что я оскорбила бедных врачей-психиатров.
Андрей Шарый : Елена, сейчас вы, как активистка и руководитель отделения «Объединенного гражданского фронта» в Мурманске, какую-то политическую квалификацию того, что происходит, собираетесь давать или пока это все-таки история, которая остается в рамках такой несправедливости по отношению к отдельному человеку?
Елена Васильева : Я могу сказать одно, что политическую ориентацию это в первую очередь озвучили именно сотрудники психиатрической клиники Облздравотдела. Завтра в Мурманске члены коммунистических партий, «Другой России», «Объединенного гражданского фронта» проводят пикеты протеста. Завтра же будет дана пресс-конференция независимой комиссии тем журналистам, которые находятся в Мурманске и Мурманской области. Я полагаю, что их мнение пора уже услышать. Потому что я говорила об этом много, теперь, я думаю, об этом должны сказать те специалисты, которые все это увидели своими глазами, потрогали своими руками и поняли, что беспредел здесь, безнаказанность ведут к тому, что люди просто-напросто могут распоряжаться чужими жизнями, и плевать им на права человека.
Андрей Шарый : Спасибо, Елена!