Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Светлана Вольтская.
Андрей Шарый: В Москву из Мурманской области вернулись специалисты независимой психиатрической ассоциации, они проводили обследование активистки оппозиционного Объединенного гражданского фронта Ларисы Арап, которая была принудительно помещена в городе Апатиты в психиатрическую лечебницу. Комиссия сделала вывод о необязательности принудительного лечения Арап, однако в пятницу суд узаконил ее пребывание в клинике в тот же день, собственно говоря, когда и проводилась экспертиза. Мы подробнее об этой ситуации рассказывали в конце минувшей недели, вернемся к ней и сегодня.
С президентом Независимой психиатрической ассоциации Юрием Савенко беседовала корреспондент Радио Свобода Светлана Вольтская.
Юрий Савенко: Наша группа в составе двух психиатров и медицинского психолога, с нами был еще адвокат Ларисы Арап, сумела с ней встретиться, вопреки всевозможным препятствиям, и в результате исследования медицинской документации, материалов дела и полуторачасового общения с ней пришла к выводу, что в данном случае речь идет о реально больном человеке. Но политики тут впрямую, в узком смысле этого слова, нет. Политизация всей нашей жизни такова, что наши пациенты делаются первыми жертвами этой ситуации. И с необыкновенной яркостью вскрылось то обстоятельство, что карательная психиатрия, полицейская психиатрия жива и торжествует. Потому что никакой непосредственной опасности для себя и окружающих Лариса Арап с самого начала не представляла. Ее можно было вот так принудительно госпитализировать по совершенно другой статье, вернее, другому пункту, но, к сожалению, наша борьба за то, чтобы закон о психиатрической помощи не был испорчен снятием слова "непосредственная опасность", казалось бы, успешная, сейчас обернулась тем, что эту формулировку прочитывают совершенно произвольно. Не считаясь с тем, что никакой непосредственной опасности и близко нет, но ее нам в глаза доказывают, вопреки всем, очевидно.
Светлана Вольтская: Иными словами, насколько я поняла, Лариса Арап психически нездорова, но при этом она могла и абсолютно спокойно находиться, скажем, дома на лечении.
Юрий Савенко: Она могла вполне принимать существующее сейчас лечение инъекционными пролонгами, которые обеспечивают превосходный результат и без вот этого грубого попирания прав и ухудшения состояния фактически в силу принудительных мер.
Светлана Вольтская: Почему суд, несмотря на ваши выводы, выводы независимых экспертов, все-таки не счел противозаконной госпитализацию Арап?
Юрий Савенко: По моему личному мнению, таковы наши суды. Суд как раз продемонстрировал попытку быть взвешенным, объективным, судья длила заседание чуть ли не семь часов вместо обычных в таких случаях пятнадцати минут. Те, кто присутствовал, а было разрешено присутствовать многим, всем была очевидна правота нашей позиции, ее аргументированность, но возобладала позиция администрации и прокурора.
Светлана Вольтская: А что с самой Ларисой Арап сейчас будет? Она в больнице остается пока?
Юрий Савенко: Она остается в больнице с санкции суда таким образом. Конечно, ее состояние в условиях вот этой принудительности существенно ухудшается и нельзя продуктивно лечить недобровольно. Это как раз этот случай в очень ярком виде. Мы стоим сейчас на пороге реальных широкомасштабных злоупотреблений психиатрией в немедицинских целях, в том числе и в политических. Эта история совершенно не случайна, не на пустом месте и недаром. Это хорошая как бы профилактика, дай бог, чтобы она была профилактикой.
Светлана Вольтская: Вы согласны с мнением правозащитников, что это может быть местью Арап за ее статью в журнале о плохом обращении с детьми в психиатрической больнице в Апатитах?
Юрий Савенко: Вы знаете, эта статья действительно написана экстремистско и неадекватно, со слов больных, непроверенных данных. Но реакция типа мести - это обывательский подход врачей, просто видят сразу больного человека по характеру высказываний и всегда могут это проверить и принять соответствующие меры. В данном случае статья сыграла роль спускового крючка, не более того.
Андрей Шарый: Лариса Арап продолжает находиться в психиатрической лечебнице в Апатитах.