В нескольких российских регионах введены повышенные меры безопасности в связи с подрывом поезда «Невский экспресс» в Новгородской области вечером в понедельник. В Москве усилен паспортный режим, особое внимание уделяется охране объектов транспорта, в том числе метрополитена, вокзалов и аэропортов.
Структурные подразделения «Российских железных дорог» в регионах, не дожидаясь официальных распоряжений, также усиливают меры безопасности. По мнению заместителя директора Агентства журналистских расследований, главного редактора интернет-газеты «Фонтанка.ру» Александра Горшкова, такие меры не мешало бы принять во всех крупных городах. В Санкт-Петербурге, по его словам, пока милиция работает в прежнем режиме.
«Есть повышенная активность сотрудников милиции и частного охранного предприятия на Московском вокзале, - говорит Александр Горшков, - что вполне понятно и, очевидно, уместно, как уместно должно быть всегда, так как вокзалы являются зоной большой проходимости людей, в том числе зоной действия всевозможных злоумышленников. Почему три дня спустя объявлено усиление в столице? Можно только предполагать. Может быть, это последствия того, что произошло в понедельник вечером, а может быть у правоохранительных структур столицы есть какая-либо дополнительная информация, о которой мы можем только догадываться. Судя по опыту крупных мероприятий, которые проходили в последние годы в Петербурге (я имею в виду саммит G8 в прошлом году и экономический форум этого года), когда в городе работало огромное количество сотрудников милиции, командированных из регионов, криминогенная обстановка в Петербурге в эти дни была существенно спокойнее, чем в обычное время».
По данным предварительного расследования, на пути поезда сработало взрывное устройство, заложенное в дорожное полотно. В больницах остаются 19 из 60 пострадавших. Движение на аварийном участке полностью восстановлено. Информация о причастности к событиям в Новгородской области группировки, действующей на Северном Кавказе, по словам Александра Горшкова, не получает подтверждения.
«Странно, что на известном сайте сепаратистов информация об этом, по крайней мере, по моим данным, до сих пор не появилась. В то же время прозвучавшее название группировки, которая якобы взяла на себя ответственность, действительно известно, якобы к этой группировке имели отношение и Басаев, и боевики, которые участвовали в захвате заложников в Буденновске и на Дубровке, но, по мнению одного из специалистов по Северному Кавказу, к которому мы обратились, вероятность того, что взрыв поезда - дело рук выходцев из этой организации, крайне сомнительна. О группировке «Рияд ас-Салихин» («Идущий по божьему пути»), члены которой якобы взяли на себя ответственность за теракт, известно, что она базируется в Иордании и до недавнего времени была представлена только на территории Дагестана. Одна из версий, которую нельзя сбрасывать со счетов - желание каких-то людей, может быть, даже из числа местных жителей, помародерствовать. Можно в этой связи вспомнить события, если не ошибаюсь, 1997 года, когда двое местных жителей пытались разобрать пути перед следованием поезда из Москвы в Петербург. Тогда был сход с рельсов одного из вагонов. К счастью, обошлось без жертв, хотя все могло бы закончиться более трагически. Разобрать пути отнюдь не легче, чем заложить взрывчатку, а взрывчатки в Новгородской области со времен войны осталось великое количество».
По мнению Александра Горшкова, усиление мер безопасности в случаях после ЧП не так важно, как ведение серьезной работы по предотвращению терактов: «Мне бы хотелось слышать от наших высокопоставленных руководителей не отчеты о сотнях раскрытых терактов, хотя, дай бог, чтобы эти цифры были не просто нарисованы на бумаге так, как любят делать в соответствующих структурах, я бы хотел, чтобы говорили о действительно предотвращенных терактах, а не разбирались с последствиями».