Еще пять лет назад российский рынок соков контролировали четыре местных производителя, зарубежных компаний на нем не было. Сегодня производители те же, но доля международных компаний на рынке превысила 40%. Через несколько лет производство соков в России, полагают эксперты, могут контролировать всего две из них.
Уже два из четырех крупнейших производителей в России фруктовых и овощных соков куплены зарубежными компаниями. В 2005 году американская Coca Cola приобрела компанию «Мултон» (выпускает соки «Добрый», Rich, Diva и Nico), вторую на российском рынке. Три недели назад британская инвестиционная компания Lion Capital объявила о покупке компании «Нидан» (соки «Моя семья», «Да!» и «Чемпион»), четвертой в этой индустрии. А несколько дней назад появились сообщения о том, что и крупнейший в России производитель соков – компания «Лебедянский» (торговые марки - «Фруктовый сад», «Я», «Тонус», «Привет», «Долька», «Туса Джуса») – может быть продана вскоре главному конкуренту Coca Cola – компании Pepsi.
На долю «Лебедянского», по экспертным оценкам, приходится треть российского рынка соков. Доля «Мултон» - примерно 22%, «Нидан» - 18%, «Вимм-Билль-Данн» - 15%. «Если учесть и долю Pepsi, которая до сих пор российских компаний не покупала, но со своим брендом «Тропикана» занимает примерно 2% российского рынка, можно сказать, что более 40% рынка соков в России уже контролируют западные компании», - отмечает заместитель директор аналитического управления инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Наталья Загвоздина.
Российский рынок соков во многом повторяет путь, по которому развивался рынок пива, где все ведущие производители были в итоге куплены зарубежными компаниями. Однако, в отличие от рынка пива, этот процесс развивался здесь не столь стремительно - российский рынок соков изначально был менее консолидирован, говорит аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Андрей Никитин: «Иностранцы просто выжидали момент, когда ведущие российские компании наберут «критическую» массу».
Лидер рынка – фруктовые смеси
Пять лет назад среднестатистический россиянин выпивал за год 10-11 литров соков. Сегодня - почти вдвое больше. Среднедушевое потребление соков в США - примерно 32 литра в год, в Великобритании - 34 литра. В странах Восточной Европы - 22 литра на человека, то есть на 20% больше, чем в России, отмечает аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Виктория Гранкина. «Рынок соков в США по объемам - почти вчетверо больше российского. Но если в 2006 году он сократился на 5%, то в России - вырос на 13%».
Более 80% рынка соков в Соединенных Штатах приходится на долю всего одного из них – апельсинового. В Европе те же 80% рынка делят между собой три сока – апельсиновый, яблочный и томатный. В России самая большая доля рынка - 37% от общих его объемов в 2006 году - приходится на соки мультифруктовые, то есть из разных фруктов. Далее следуют яблочный сок - 16%, апельсиновый - 14%, томатный - 8%. «В целом на четыре основных вкуса – мультифруктовый, яблоко, апельсин и томат – приходится 75% продаваемых в России соков», - говорит Наталья Загвоздина.
Львиная доля фруктовых и овощных соков в России (и не только) производится из привозных концентратов. Их путь примерно таков: например, во Флориде произвели концентрат из здесь же собранных апельсинов, или в Бразилии – из манго, затем эти концентраты переправляются в Россию, где их разводят водой, пастеризуют и разливают по бутылкам или пакетам.
Более 90% всех продаваемых сегодня в России соков производится из импортных концентратов, отмечает Андрей Никитин. Хотя российские производители, вероятно, увеличат долю отечественных концентратов томата и яблока, львиная доля которых сейчас завозится из Китая, в целом в ближайшие 2-3 года общая доля концентратов российского производства вряд ли превысит 20%, считает аналитик, так как более половины рынка составляют соки из тропических фруктов, которые в России просто не растут.
Cоса Cola и Pepsi
Доля зарубежных компаний на российском рынке соков уже превысила 40%, а через несколько лет она может увеличиться еще почти вдвое, прогнозируют эксперты. Из четырех крупнейших в России производителей соков двое - «Мултон» и «Нидан» - уже проданы. Следующий на очереди – «Лебедянский». На долю трех этих компаний, вместе взятых, сегодня приходится примерно 70% рынка.
Еще один участник «большой четверки» - компания «Вимм-Билль-Данн», однако ее соковый сегмент столь интегрирован в общую структуру бизнеса компании, что его продажа отдельно от сегментов детского питания и молочной продукции пока не представляется возможной, считает Андрей Никитин.
Развитие рынков соков во многих странах мира привело к тому, что на них доминируют в итоге всего два-три игрока, добавляет Наталья Заговоздина. Как правило, это – крупные международные компании. После покупки американской Pepsi крупнейшего производителя соков на Украине – компании «Сандора» - стало ясно, что эта же тенденция глобализации проявляется и рынках соков стран СНГ. «Не исключено, что лет через пять-семь эти рынки окажутся поделенными тем или иным образом между всего двумя крупнейшими компаниями – Coca Cola и Pepsi», - прогнозирует Загвоздина.