Ссылки для упрощенного доступа

Исламист Гюль обещает стать президентом всех турок


Скромный шелковый платок Хайруниши (слева) действует на секуляристов, как красная тряпка на быка
Скромный шелковый платок Хайруниши (слева) действует на секуляристов, как красная тряпка на быка

Парламент Турции приступил сегодня к выборам президента страны. Выдвинутый на этот пост правящей Партией справедливости и развития Абдулла Гюль имеет все шансы одержать победу.


Первую попытку застолбить за своим выдвиженцем высший во властной иерерахии государства пост «Ак парти» предприняла в апреле этого года. Тогда она провалилась. Оппозиция бойкотировала выборы, что не дало возможности действующему главе МИД набрать в меджлисе конституционное большинство. По стране прокатились массовые демонстрации протеста против кандидата-фаворита. А турецкая армия, которая считает себя гарантом светского характера государства, выступила с плохо замаскированными угрозами в адрес исламистов.


Однако те и не думали сдаваться. На проведенных по их инициативе в июле досрочных выборах Партии справедливости и развития набрала 46% голосов и укрепила свое представительство в парламенте. Что более важно, занявшая по итогам голосования третье место праворадикальная Партия националистического движения Девлета Бахчели обещала исламистам свою поддержку в парламенте. Она требуется, чтобы просто запустить процедуру голосования. В дальнейшем Гюлю вполне хватит простого большинства, которым располагает в парламенте его партия.


Оппозиция надеялась, что встреченное весной исламистами сопротивление побудит их поддержать компромиссную кандидатуру, приемлемую и для секулярной и военной номенклатур. Очевидно, что этим надеждам не суждено сбыться.


Процесс выборов президента в парламенте начинается сегодня. Кроме Гюля, своих кандидатов на пост главы государства выдвинули националисты – это бывший министр обороны Сабахаттин Чакмакоглу, а также социал-демократы (Тайфун Ичли).


Современная история Турции тесно связана с попытками традиционалистов найти свое место в политической иерархии страны, полностью перекроенной основателем светского государства Мустафой Ататюрком в начале прошлого века. Абдулла Гюль и его товарищ, самый влиятельный политик страны нынешний премьер Реджеп Эрдоган являлись лидерами умеренного крыла организации отца современного турецкого исламизма Неджметтина Эрбакана. Партии Эрбакана неоднократно закрывались, его премьерские инициативы торпедировались. В конце концов его противникам удалось вытеснить его на периферию политической жизни; его идеологические соратники ныне влачат жалкое существование.


Зато переформатированное умеренное крыло исламистов действовало гораздо успешнее. На выборах 2002 года они полностью разгромили традиционные светские партии, погрязшие в череде коррупционных скандалов. Опасения секуляристов относительно «тайной программы» партии Эрдогана-Гюля до сего дня никак не оправдались. Под руководством Партии справедливости Анкара вступила с Брюсселем в переговоры о присоединении к ЕС (она добивалась этого с 1960-х) и активно ведет реформу законодательства страны, которое содержит вопиющие по современным меркам нормы, направленные на «защиту государства» от внутренних врагов. Инфляция сведена к символическим по сравнению с недавним прошлым цифрам, Турция активно привлекает зарубежные инвестиции.


По словам турецкого корреспондента журнала Economist Амберин Заман, «судить Гюля придется по его делам. А он доказал, что является никак не худшим министром иностранным дел, чем его светские предшественники. На самом деле, он гораздо успешнее их». Гюль обещает стать президентом всех турок и строго придерживаться конституции светского государств. Но это нисколько не разубеждает его оппонентов, которые полагают, что за этими «правильными» словами все же стоит хитроумный план ослабления государства, что впоследствии вполне может обернуться его распадом. Их раздражает и демонстративный отказ жены Гюля Хайрюнисы появляться в обществе без мусульманского платка.


Может ли Генштаб повторно воспрепятствовать избранию Абдуллы Гюля? По мнению Амберин Заман, это невозможно. Военные могут ограничиться чисто символическими шагами, чтобы продемонстрировать свое негативное отношение к новому президенту: бойкотировать инаугурацию Гюля, максимально сократить присутствие почетного караула у президентского дворца и «тому подобные вещи. Это не приведет к свержению правительства, но все равно будет поддерживать в обществе напряжение».


Выборы президента проходят в четыре тура, заключительный намечен на 1 сентября. Чтобы стать президентом, в последних двух турах Абдулле Гюлю достаточно набрать 276 голосов. Его партия располагает в 550-местном парламенте 341 мандатом. Для победы в первом же туре кандидату требуется заручиться поддержкой 367 депутатов.


XS
SM
MD
LG