Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники протестуют против карательной психиатрии в России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие исполнительный директор организации "Гражданская комиссия по правам человека" Роман Черный.



Андрей Шарый : В центре Петербурга сегодня прошел пикет против карательной психиатрии, в ходе которого активисты общественной правозащитной организации "Гражданская комиссия по правам человека" собирали подписи под обращением к российскому президенту и уполномоченному по правам человека в России. Психиатрия в Советском Союзе, скажу это тем, кто еще об этом не знает, активно использовалась функционерами и Коммунистической партией для подавления инакомыслия. В психиатрические больницы за иновзгляды помещались правозащитники и диссиденты такие как Владимир Буковский, Виктор Некипелов, Виктор Файнберг. Сейчас, по мнению организаторов пикета, Россия вновь стоит на пороге возрождения классической советской карательной психиатрии. И случай с активисткой Объединенного гражданского фронта в Мурманске Ларисой Арап яркое тому подтверждение. В прямом эфире программы "Время Свободы" исполнительный директор организации "Гражданская комиссия по правам человека" Роман Черный.


Роман, добрый вечер! Много вам удалось собрать подписей?



Роман Черный : Добрый вечер! Мы собрали 150 подписей, даже чуточку больше. Много или мало - не знаю, но за два часа, думаю, что достаточно. По крайней мере, достаточно для того, чтобы показать, что многие граждане с нами согласны, и они не хотят возрождения вот этой карательной психиатрии.



Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, что заставляет вас думать о том, что случай Ларисы Арап это именно возрождение или попытка возрождения карательной психиатрии в России? Может быть, это просто сбой в системе?



Роман Черный : Вы знаете, я не думаю, что это сбой в системе, тем более, что мы уже поднимали вопрос о двух других случаях. Это случай Андрея Новикова, журналиста, который помещен в психиатрическую больницу в Рыбинске под Ярославлем, и случай Евгения Новожилова, который помещался в психбольницу в начале 2000-х годов. Есть и другие случаи, о которых писал, например, фонд "Защиты гласности" на своей veb -сайте, когда журналистов или правозащитников пытаются помещать или помещают в психиатрические больницы.


Кроме того, есть данные Независимой психиатрической ассоциации, Юрия Савенко, опубликованные также в Независимом психиатрическом журнале, где прямо так и говорится, что наша отечественная психиатрия готова к тому, чтобы выполнять те функции, какие выполняла в Советском Союзе определенная часть психиатрической машины, когда помещала диссидентов. Юрий Савенко в конце 90-х он больше писал о людях инаковерующих, но сейчас мы уже видим, что дошло дело и до инакомыслящих.



Андрей Шарый : Роман, меня интересует вопрос с общественными настроениями. О Ларисе Арап немного говорили по российскому телевидению, если вообще говорили, немногие средства массовой информации интересуются этой темой. Люди, к которым вы обращались на площадях Петербурга, они понимают, о чем идет речь? Они откуда-то знают, кто такая Лариса Арап?



Роман Черный : Вы знаете, некоторые знают, некоторые не слышали, скажу честно. В основном, та публика, которая говорила, что они слышали, они все-таки слышали из передач Радио Свобода или "Эхо Москвы", небольшое число из публикаций "Коммерсанта", кто-то из "Граней.ру".


Как они относятся? Те, кто слышали, они, в основном, конечно, относятся с ужасом, отрицательно, потому что никто не желает повторения карательной психиатрии. В принципе, большинство даже те, кто не слышал о случаи Ларисы Арап, когда им кратко рассказываешь фабулу дела, они все-таки понимают, что это плохо. В основном, как бы нас поддерживали. Хотя были и такие, которые говорили, что нужно сажать, сажать гадов.



Андрей Шарый : Роман, вы собрали подписи под обращением к российскому президенту, уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину. Когда его отправите? Ожидаете ли вы реакции?



Роман Черный : Отправим мы его, наверное, где-то послезавтра, потому что мы ждем еще отзывы от наших двух экспертов, которые тоже были на пикете. Я надеюсь, что они нам напишут что-то вроде письма-отзыва об этом пикете. Мы это все приложим. Это будет где-нибудь послезавтра ориентировочно отправлено к омбудсмену российскому и к российскому президенту. Реакция? Они всегда отвечают. А какая реакция будет не формальная, а реальная - покажет время.



Андрей Шарый : Спасибо, Роман!




XS
SM
MD
LG