Федеральное правительство объявило о щедрой дотации — более миллиарда долларов! — пяти крупнейшим городам Америки, страдающим от автомобильных пробок. Львиная доля этой дотации достанется Нью-Йорку, точнее — узкому островку Манхэттен, задыхающемуся в прямом и переносном смысле от потока машин.
Нью-йоркский мэр Майкл Блумберг хочет использовать вашингтонские деньги на организацию новой — платной! — системы транспорта. Он хочет ввести налог на въезд в Манхэттен. По будним дням, до шести вечера, въезд в город южнее 86-й улицы будет стоить водителям автомобилей восемь долларов, а грузовикам — двадцать. Подобный проект уже осуществлен в Лондоне, где он принес столь очевидные результаты, что заставил горожан смириться с поборами.
Блумберг уверяет, что если предложение его будет принято, существенно сократиться количество автомобилей в Нью-Йорке, сойдут на нет постоянные пробки, город избавится от загазованности, а здоровье ньюйоркцев улучшится.
Особенно — если они пересядут с четырехколесного транспорта, на двухколесный, начнут ездить повсюду на велосипеде, что поможет многим избавиться от тучности, от лишнего веса. Короче, велосипедистам — зеленая дорога. Ни за въезд в Манхэттен платить ничего не надо, ни за бензин.
Чтобы обсудить этот — двухколесный — аспект нью-йоркский жизни корреспондент Радио Свобода Юлия Валевич отправилась побеседовать с несколькими из тех 130 тысяч велосипедистов, что колесят по городским улицам.
Валери Тод (32 года): — Очень хотелось бы, чтобы люди серьезно стали рассматривать велосипед, как альтернативный транспорт. Для велосипедистов в Нью-Йорке сейчас все условия создаются. Количество и протяженность велосипедных дорожек по сравнению с прошлым годом увеличились вдвое. Сейчас они простираются уже на 650 километров, а к 2030-му году будет около трех тысяч. Передвигаться на велосипеде в Нью-Йорке удобно, и быстро, особенно в часы пик, когда все машины стоят в пробке, а ты с ветерком проезжаешь мимо. И город перед тобой, как на ладони, живой, ты его чувствуешь. На велосипеде совсем другое восприятие ландшафта, чем из окна машины — ты видишь, как город меняется, как происходит движение, ты слышишь живую речь, журчание фонтанов, смех детей. Наконец, велосипед — экономичный транспорт, цены-то на бензин все растут. Впрочем, меня не цены волнуют, а экология, чем меньше машин будет в Манхэттене, тем чище воздух.
Ездить по Манхэттену на машине просто глупо, считает Валери, которая здесь живет, и даже в магазин отправляется на велосипеде. Действительно, приехать сюда на машине и дорого, и вместо прогулки, либо в пробках будешь стоять, либо стоянку долго искать. Но для того, чтобы привлечь сюда побольше велосипедистов, нужно еще очень много сделать. Пока же на улицы Нью-Йорка ежедневно выезжает 130 тысяч велосипедистов, 30 тысяч только посыльных, «мессенджеров», то есть тех, для кого велосипед — это профессия, довольно опасная, но хорошо оплачиваемая.
Тим из Гарлема (30 лет): — Самая большая проблема для нас — это таксисты. Они плохо водят, и терпеть не могут велосипедистов, особенно нас, посыльных, и когда они оказываются за рулем — это смертельное оружие. Нью-йоркские таксисты на все способны: они могут подсечь, внезапно затормозить, не считаются ни с какими правилами, останавливаются где хотят, а еще, иногда специально, перед самым носом открывают дверь. Посмотрите, сколько у меня шрамов, и в больнице два раза был с переломами. Но все это окупается хорошими заработками, и тем, что я постоянно поддерживаю свое тело в форме. Работаю шесть дней в неделю по шесть часов в день, это по графику, но, практически я управляюсь за три-четыре часа, а в конце недели получаю чек на тысячу долларов.
Коллега Тима своего имени не назвал, но сказал, что приехал из Лондона, работает в Нью-Йорке мессенджером уже несколько лет.
Лондонец: — Казалось бы, закон для всех одинаков, для простых велосипедистов и для тех, кто на велосипеде зарабатывает на жизнь. Но штрафуют, в основном, нас, посыльных, потому что мы отчаянные лихачи, любим скорость и пролезаем в любые дырки. В общем, нас штрафуют по делу, но и привязываются частенько. Полиция благосклоннее относится к велосипедистам-любителям, чем к нам. То, за что посыльным выпишут штраф, простым велосипедистам простится. Вот и получается, что один закон, а исполнение его для каждого разное. Штрафы, кстати, довольно крутые бывают, я на днях такой получил — 90 долларов!
Хозяина велосипедного магазина, в котором мы беседуем, зовут Денни. На велосипеде он не ездит, да и на машине решается только у себя, в провинции.
Денни: — Лучше всего городской транспорт, говорит он, гораздо спокойнее. А по поводу велосипедов, так чем их больше в городе станет, тем больше их будут воровать. И потом, попробуйте посидеть на велосипеде десять часов подряд, вам потом жить не захочется.
Но довольно о печальном. Послушаем, что говорят велосипедисты-любители, например, 52-летний Ричард из Бруклина.
Ричард: — Знаете, лет пятнадцать назад я купил велосипед, и мне так понравилось ездить на нем, что я запарковал свою машину, и с тех пор к ней не подходил. Сейчас у меня ничего нет, ни машины, ни трака, ни SUV [sport utility vehicle — РС]. Я пользуюсь либо велосипедом, либо общественным транспортом, и чувствую себя таким же свободным в передвижении, как раньше, плюс поздоровел и помолодел лет на десять.
Ричард рассказывает, что велосипед вообще изменил его жизнь. Когда-то он работал на грузовике, а сейчас проводит велосипедные экскурсии по Манхэттену.
Ричард: — Часто у нас бывает много туристов из других стран — из Европы, из Австралии — и когда они записываются на тур, то очень боятся, все время спрашивают, а не страшно ли это, не опасно ли ездить на велосипеде по Нью-Йорку? Но как только они садятся на велосипед, то сразу понимают, что едут быстрее, чем любой другой транспорт, и город они узнают лучше на велосипеде, и удобно — остановиться всегда можно, если что-то особенно заинтересовало. А велосипеды сейчас можно взять напрокат не только в Центральном парке, но на многих улицах Манхэттена, причем, бесплатно, правда, на несколько часов. Это уже кто-то примериваются, хочет посмотреть, получится ли из этого хороший бизнес. Все это мы рассказываем туристам, а главное — учим их не бояться «трафика», воспринимать себя как часть движения и еще соблюдать обязательно правила, тогда и полиция, и водители, и пешеходы будут относиться к ним велосипедистам с большим уважением.
Рик Андерсен (40 лет): — Лучше всего, конечно, никогда и никуда не торопиться, а ехать спокойно, куда глаза глядят, наслаждаясь всеми элементами города, природой, парками, садами. И еще мы должны быть взаимно вежливы, и уступать друг другу дорогу, как в Европе.
Никуда не торопятся и ребята, которые возят по Центральному парку и ближайшему Манхэттену туристов на велосипедах с колясками — велорикши, как их здесь называют. Этот транспорт уже почти 10 лет очень популярен в городе, причем, не только среди туристов, но и среди самих ньюйоркцев, которые пользуются велорикшами, как такси, чтобы проехать несколько блоков, потому что это быстрее и привлекательнее, чем пешком. Так, может, сбудутся надежды нью-йоркского мэра, и наступит такое время, когда велосипедов в городе будет больше, чем машин?
Делма (38 лет): — Нет, никогда, слишком много в Нью-Йорке различных бизнесов, и улицы всегда будут забиты машинами. Да и не все любят велосипеды, например, моя пятилетняя дочка кататься любит, а педали крутить лень. У меня есть мать, бабушка, сестра, их не заставишь сесть на велосипед. Хорошо еще у нас отличный городской транспорт — сабвей, автобусы ходят по расписанию. Похвально, конечно, что Блумберг так заботится о нашем здоровье. Говорят, в ближайшие пять лет он собирается осуществить и реформы, связанные с такси. Такси в Манхэттене будут не только экологически чистыми, то есть работать на батарейках, но и окраска у них будет не желтой, как сейчас, а зеленой, более близкой к природе. Но до этого еще далеко, а вот налог за въезд в Манхэттен уже в январе может стать реальным. Доход, говорят, от этого пойдет опять-таки на улучшение экологии города. Мне кажется, что тут он перегнул, это у него прямо помешательство на почве здоровья.
По дороге домой я подумала, как хорошо, что я живу в Манхэттене. Прямо около моего дома на 68-й улице, вдоль Гудзона проложена велосипедная трасса, и за пятнадцать минут можно приехать в Даунтаун [деловой центр города — РС]. Под окном стоит машина, но чаще я хожу пешком или пользуюсь городским транспортом. Хорошо, когда есть выбор.