Пещеры Израиля не входят в число всемирно известных туристических объектов — скорее, они привлекают теологов, историков и спелеологов. Как сказано в Евангелии, Иисус Христос был похоронен в пещере вблизи Иерусалима. Первые свитки Торы, также по преданиям, были найдены в пещере Кумран, развалины библейского Содома соседствуют с пещерой Сдом. Около сорока новых пещер в Израиле за последнее десятилетие открыли и нанесли на карту спелеологи из Ассоциации специалистов экстремальных видов спорта и спасательных работ «Сарма́» (Sarma — Israeli Extreme Sport and Rescue Association).
«Вылазки на природу» членов «Сармы» во главе с ее создателем Сергеем Щипицыным, в миру — специалистом в области информационных технологий, временами проходят на глубине до полутора километра под землей, нередко с ночевками в промокшем спальном мешке, сопровождаются лазанием по пещерам и каньонам и перетаскиванием тяжелого снаряжения. Движет ими, как они сами признаются, та самая неуемная страсть к открытиям, к неизведанному, прекрасному, которой, наверное, одержимы все первооткрыватели: «Гора Содом… космические ландшафты — напоминает картину "Иисус в пустыне" Крамского», — говорит Сергей Щипицын.
В прошлом году известие об открытии в Израиле пещеры Аялон — с подземным озером и уникальной замкнутой экосистемой, где были обнаружены несколько видов ракообразных, неизвестных ранее ученым — наделало немало шума. В исследовании пещеры участвовали и спелеологи «Сармы», которые впоследствии помогли также спасти ее от разрушения: «Завод собирался взорвать эту пещеру, но мы подняли на ноги мировую общественность… и пещеру отстояли… весь мир, все агентства показывали наши фотографии, к сожалению, не упомянув ни наших имен, ни имен тех, кто ее обнаружил», — говорит Сергей Щипицын.
Власти Израиля, как военные, так и гражданские, часто осложняют жизнь активистам «Сармы», иногда по соображениям безопасности, а иногда и по причинам чисто бюрократического характера. В маленьком Израиле почти вся территория, незанятая городами и промышленными или военными объектами, имеет статус национального парка или заповедника. «Пришлось прекратить "махновщину" и легализоваться», — говорит Сергей Щипицын.
Активность «Сармы» военные также не одобряют — по словам Сергея, им удавалось, например, найти немало «дыр» на охраняемых участках границы. Палестинские территории, Ливан, Иорданию и Египет члены группы как минимум по разу посещали без виз и прочих формальностей — по пещерам, ущельям и проходам, о которых зачастую понятия не имеют израильские пограничники. «[Мы] пересекли по каньону границу с Египтом в двух местах», — сообщает Сергей Щипицын.
«Сарма» неустанно борется с израильской бюрократией, и, по словам ее активистов, рано или поздно им удастся добраться до запретных сегодня пещер и каньонов, жемчужиной которых они считают гору Хермон, что у границы с Сирией. «Это то, ради чего я согласен стать премьер-министром», — говорит израильский спелеолог Сергей Щипицын.