Ссылки для упрощенного доступа

Белоруссия убирает из школьной программы «неудобных» авторов


По мнению белорусских властей, молодежи стоит читать поменьше "сомнительной" литературы
По мнению белорусских властей, молодежи стоит читать поменьше "сомнительной" литературы



Национальный институт образования Белоруссии утвердил новую школьную программу по белорусской и русской литературе, из которой исчезли произведения классических и современных авторов, по мнению экспертов, неугодных или неудобных режиму Александра Лукашенко. Вообще не будут изучаться или будут изучаться совсем вкратце некоторые книги Янки Купалы, Василя Быкова, Ивана Шамякина, Светланы Алексиевич, посвященные спорным моментам истории, затрагивающие вопросы национальной идентификации. В Министерстве образования республики изменения объясняют желанием сократить и облегчить программу. Союз белорусских писателей, в последние годы оказавшийся в опале со стороны властей, назвал переписывание школьных программ «масштабной идеологической акцией». В программы в то же время включены сочинения писателей, состоящих в Союзе писателей Белоруссии, он создан год назад и пользуется финансовой поддержкой государства. Изменения школьной программы в эфире Радио Свобода оценивает одна из самых известных белорусских писателей Светлана Алексиевич, автор книг «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «У войны не женское лицо»: «Я хотела бы говорить об ответственности элиты. Из всех школьных программ выброшена вся настоящая белорусская литература. Имена Буравкин, Быков, Законников, Орлов, то есть наш свет. И что происходит? Где наша интеллигенция, где протесты? В царское время было какое-то понятие чести, которое совершенно сегодня исчезло, по правилам чести, которое бы спасло достоинство нации. Министр образования, министр культуры должен был бы уйти в отставку. Должны были быть какие-то заявления писателей. Ничего этого нет. Что же с нами происходит? - этот вопрос каждый должен задать себе».

Об изменениях программы рассказывает обозреватель белорусской службы Радио Свобода, литературовед Юрий Бушляков:


- Речь идет о корректировке, из программы изымаются определенные произведения, поэтому мы не можем говорить о том, что программы изменены до неузнаваемости. Производятся корректировки фактически такого идеологического характера. Изымаются произведения писателей, которые в понимании современных белорусских властей ассоциируются с оппозицией. И в то же время появляются произведения менее значимых авторов, известных своим позитивным отношением к политике белорусских властей.


- Давайте на примере самого известного, пожалуй, современного белорусского писателя в России Василя Быкова, классика советской литературы о войне.


- В программе для обязательного изучения заменено одно его произведение, заменена повесть «Облава» на повесть «Сотников». Повесть «Облава» посвящена периоду сталинских репрессий. Эти изменения в программе в большей степени затронули литературу, произведения авторов, авторов репрессированных, произведения авторов, которые позже засвидетельствовали события 30-х годов. Одна из очередных новаций этих программ - стремление обойти вниманием тему репрессий 30-х годов. В программе практически отсутствует Быков последних 10-15 лет. Афористическая проза Быкова, все это просто не включалось в программу и сейчас тоже не включено. Из программ исключены произведения авторов белорусского послевоенного зарубежья, например, Наталья Арсеньева, Масея Седнева, Лариса Гениуш. В то же время не претерпела изменения программа изучения русской литературы. Например, авторы русского послевоенного, межвоенного зарубежья в программе остаются.


- Бунин или, скажем, Солженицын.


- Остаются.


- Сколь велик раскол в писательской общественной среде Белоруссии?


- Члены Союза писателей Белоруссии, так называется этот провластный писательский союз, появляются в программе, даже совершенно малоизвестные. В то время как авторы из оппозиционного (как это трактуют белорусские власти) союза белорусских писателей (мы понимаем всю условность этих трактовок), их произведения из программ исключаются. Я могу проиллюстрировать именами, например, Владимира Некляева, Леонида Дранько-Майсюка, Ольги Ипатовой, Светланы Алексиевич. Произведения значительных белорусских поэтов Геннадия Буравкина и Сергея Законникова сведены до минимума. Изучение творчества народных поэтов Нила Гилевича и Рыгора Бородулина так же сокращено. Но на этом фоне в программе появляется творчество авторов, известных своим активным положительным отношением к политике белорусских властей. Например, Георгия Марчука или Миколы Метлицкого.


XS
SM
MD
LG