Ссылки для упрощенного доступа

Планы строительства АЭС в Костромской области


Сергей Сенинский: ... Власти Костромской области готовы возобновить замороженное более десяти лет назад строительство атомной электростанции в ста километрах от Костромы. По мнению чиновников, строительство нового объекта позволит трудоустроить тысячи людей, а работа станции - удешевить электроэнергию. Большинство жителей Костромской области – более 80% – 10 лет назад в ходе специально проведенного по этому вопросу референдума высказались против строительства. Тему продолжит Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Решение о строительстве под Костромой атомной электростанции было принято почти 30 лет назад - в 1978 году. Здесь даже начали возводить поселок для специалистов, которые будут работать на станции и несколько ее объектов. После чернобыльской катастрофы строительство АЭС затормозили. Очевидцы рассказывают, что в 90 годы поселок Чистые Боры для будущих атомщиков выглядел так, как будто здесь же случилась авария. Не то недостроенные, не то полуразрушенные дома, все перерыто, по поселку ходят недоумевающие люди, а рядом озеро, в котором плавают белые лебеди. Место, на котором собрались строить АЭС, имеет мистическую историю: якобы именно здесь много лет назад ушла под землю церковь, и на этом участке образовалось озеро. Периодически возникали разговоры о возобновлении строительства, и костромичи создали движение «Во имя жизни». Его возглавила пенсионерка Тамара Добрецова, по инициативе которой в 1996 году в Костроме провели референдум по этой проблеме. 87% жителей области высказались против строительства атомной электростанции. Вот как это объясняет Тамара Добрецова.



Тамара Добрецова: Наша область энергоизбыточна, 50% перепроизводства. В законе об охране окружающей природной среды было: нельзя размещать среди водоемов республиканского значения. Кострома река впадает в Волгу рядом, здесь три крупных железнодорожных узла, это Транссибирская магистраль проходит, Москва- Пекин поезда идут. А потом возможен активный разлом земной коры. И в районе атомной станции, где предполагается формирование волжского водного бассейна, наша вода идет в Москву и дальше. Активный и множественный разлом коры. По преданию, была построена церковь и она ушла под землю. И на этом месте образовалось озеро, которое называется Святым. Это Святое озеро пустили под пруд-охладитель.



Любовь Чижова: Как сейчас выглядит место, где строится атомная электростанция?



Тамара Добрецова: Там была построена пускорезервная котельная, был построен поселок Чистые Боры, был построен поселок Пионер, где были немецкие дома щитовые, подъездные пути. У нас есть фильм, мы снимали вместе с Гринпис, когда ездили, агитировали.



Любовь Чижова: С чего вы решили, что строительство будет возобновлено?



Тамара Добрецова: Дума отменила решение о строительстве атомной станции от 19 июля 94 года. Оно было 20 июня 2000 года отменено, и второй пункт был - обязательно ликвидировать дирекцию атомной станции, перепрофилировать. Получилось так, что дума наша 1 марта отменяет это решение и принимает решение о возобновлении строительства. А перед этим губернатор в декабре обратился в Росатом. У нас есть ответ из Росатома, его письма мы не могли достать, что отменить решение о прекращении строительства от 20 июня 2004 года, и тогда мы приступим к строительству. Дума отменила 1 марта.



Любовь Чижова: Чем чиновники аргументируют необходимость строительства атомной станции?



Тамара Добрецова: Такой аргумент не распространен, боятся, что Костромская область может быть присоединена к Ярославской, что у на нет тяжелой промышленности. Была программа торф, у нас огромные залежи, альтернативный источник энергии прекрасный – похоронили.



Любовь Чижова: И когда по вашим данным, будет возобновлено строительство атомной станции?



Тамара Добрецова: Мы не знаем. Мы сейчас боремся, у нас собрано 5812 подписей. Мы требуем на основе 26 статьи устава Костромской области, основного закона, пересмотреть это решение. Но пока они нам пишут отписки. Имеют право выходить с законодательной инициативой граждане больше пяти тысяч населения, у нас 5812, и общественные организации как региональные, так и общероссийского значения. Мнение населения должно быть учтено, они в этот раз не спросили, все сделали тайно.



Любовь Чижова: Представители костромской власти отрицают, что возобновление строительства АЭС вопрос решенный. По мнению заместителя председателя костромской областной думы Валерия Ижицкого, защитники природы вводят людей в заблуждение. Впрочем, законодатель считает, что работающая АЭС принесла бы области большую выгоду. С Валерием Ижицким беседовала моя коллега Ольга Вахоничева.



Валерий Ижицкий: Нам необходимы серьезные источники энергии. Если кто живет на Волге, тот хорошо видит, что сегодня из-за этого каскада гидроэлектростанций и Волга очень серьезно болеет. Нам нужны другие источники, разные источники, в том числе и источники ядерной энергии. Это в любом случае достаточно перспективно и очень выгодно для государства. Поэтому, я полагаю, в Костроме ли, в другом месте ли, но необходимо строить не только мощные гидроузлы или мощные станции другого класса, но атомные станции, на мой взгляд, сегодня строить необходимо. То, что касается Костромы, мы считаем, что если соответствующая экспертиза подтвердит, что строительство атомной станции в районе Буя соответствует всем стандартам и нормам, если там нет действительно этого излома, о котором очень много говорят экологи, то здесь нужно строить. Для Костромы это важно еще и потому, что это дополнительные рабочие места, это высочайшие технологии, значит специалисты высочайшего класса. Это дополнительные доходы для нашего бюджета. Поэтому я полагаю, что при определенных условиях, при нормальной экологической экспертизе, независимой экологической экспертизе не вижу в этом никакого криминала. Когда экологи выступают против этого – это то же самое, что вообще выступать против цивилизации. Мы, безусловно, напуганы все чернобыльскими событиями, но в принципе, учитывая сегодняшнее состояние атомной энергетики, учитывая, что сегодня гораздо более высокий класс этих станций, думаю, что они максимально безопасны.



Ольга Вахоничева: Как же результаты референдума 96 года, где 87% населения - это большая часть региона, проголосовали против строительства?



Валерий Ижицкий: В этот период преобладало мнение Чернобыля, страх Чернобыля. Ведь тогда никто не объяснял вторую точку зрения. Я должен сказать, что когда шло голосование на тот период, поскольку не было соответствующей экспертизы и многие утверждали, что в Костроме строить нельзя, я сам очень крепко сомневался в необходимости, целесообразности в Костроме атомной станции. Учитывая, что с этого времени прошло, с чернобыльской аварии прошло очень много времени и есть уже новое поколение атомных станций, и в том числе и у нас в России, которые сделаны по самому последнему образцу науки, полагаю, что сегодня нет тех опасностей, о которых мы говорили. У нас депутаты ездили на многие атомные станции, которые действуют сегодня в России, и мы неоднократно убеждались, что новое поколение ядерных реакторов достаточно безопасное и досрочно надежное. Считаю, что это разумно.



Ольга Вахоничева: Что сейчас происходит в Чистых Борах, идет ли там строительство или стройка заморожена?



Валерий Ижицкий: Нет, строительство не идет. Я думаю, что если будет это строительство, оно будет совсем нескоро. Во-первых, сегодня Россия не имеет необходимых средств для того, чтобы построить большое количество атомных станций. Возможно, что после 10 года буйская площадка или костромская площадка будет рассматриваться как одна из перспективных. В обозримом будущем не предполагается строить атомную станцию на территории Чистых Боров. Это на сегодняшний день перестраховка. Потому что таких площадок по России еще с советского времени было больше трех десятков. Но на сегодняшний день пока пошли по пути того, чтобы на ныне действующих атомных станций делать дополнительные блоки. Костромская площадка рассматривается как возможная, перспективна. На сегодняшний день нет средств у государства для того, чтобы развернуть широкое строительство атомных станций. Когда мы говорим сегодня очень много о том, что будет строиться атомная станция - это просто нечистоплотная игра. И депутаты не выступали за строительство атомной станции сейчас, депутаты выступили за одно - они не возражают в принципе против строительства атомной станции у нас в Костроме и потому что это выгодно для Костромы. Я думаю, что никто не знает, когда будет строиться атомная станция в Костроме.



Любовь Чижова: Противники строительства АЭС под Костромой говорят, что атомный объект - серьезный источник угрозы здоровья людей. По данным экологов из организации «Зеленая Россия», экологически зависимая смертность в России около 500 тысяч человек в год и существенную долю в этот показатель вносит радиоактивное загрязнение. Святослав Забелин из Международного социально-экологического союза говорит о том, что строительство атомной станции в начале 21 века - проект совершенно невыгодный и небезопасный. Он надеется, что строительство АЭС под Костромой все же не начнется.



Святослав Забелин: Надеюсь, что нет. Потому что население Костромской области категорически, давно против и никаких подвижек в положительную сторону быть не может. Мы против строительства больших атомных станций, поскольку не решены никакие проблемы их ликвидации. То есть это наше грязное письмо потомкам. Не придумано еще, как разобрать станцию. Второе: в цену не закладывается процесс разборки. То есть это опять идет за счет налогоплательщика либо сегодняшнего, либо послезавтрашнего.



Любовь Чижова: Ущерб от работающей атомной электростанции кто-то пытался подсчитать?



Святослав Забелин: Без аварий он относительно небольшой сравнительно с угольными, сравнительно с гидроэлектростанциями. Мы говорим о полном цикле. А вот в полном цикле полный мрак. Если не скрывать все расходы, которые должны быть сделаны по данной станции, включая ее ликвидацию когда-то, то она, конечно, экономически совершенно невыгодна. Экономически нерентабельный объект.



Любовь Чижова: А где брать электричество, если отказываться от атомной энергии?



Святослав Забелин: Сначала надо понять, для чего. У нас реиндустриализация, 30-е годы или как весь мир мы пойдем к локальным источникам, к энергоэффективным производствам, к энергоэффективному жилищно-коммунальному хозяйству и много чего другого. Либо мы хотим повторить 30хе и настроить много больших заводов, либо мы идем в постиндустриальное общество, а в нем эти большие станции никому не нужны.



Любовь Чижова: Несмотря на то, что власти Костромской области поддерживают возобновление строительства АЭС и считают проект экономически выгодным, экологи намерены продолжать борьбу против атомной электростанции, они проводят пикеты и акции протеста.


XS
SM
MD
LG