По иудейскому календарю новый 5768 год начинается 13 сентября, и является годом религиозного запрета на любые сельскохозяйственные работы в Израиле, что обещает населению страны рост цен, а фермерам — серьезные убытки. К тому же недавно были ужесточены критерии кошерности овощей и фруктов, в сравнении с прошлыми годами, что еще больше осложнило ситуацию.
Каждый седьмой год иудейского календаря, шмита, предписывает отдых для земли — так же, как седьмой день недели, священная Суббота — шабат, предполагает полную праздность для религиозного иудея. Первоисточник законов шмиты — третья книга Пятикнижия, книга Ваикра. В ней сказано:
Шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай плоды ее земли. А в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Богу: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли. [Ваикра, 25:1-5. Перевод — по изданию «Сончино»]
Другими словами, шмита для земли то же, что и суббота для человека. Всем евреям, соблюдающим заповеди Торы, запрещено в этот год обрабатывать землю и, соответственно, вкушать ее плоды, взращенные на иудейской земле. Некоторые источники утверждают, что священный седьмой год отменяет также все денежные долги, но об этом почему-то молчат сегодня даже самые ортодоксальные раввины.
Понятно, что современные реалии со временем внесли свои коррективы. В 1980-е годы Главный раввинат Израиля издал постановление, позволявшее обойти это ограничение путем фиктивной продажи земли неевреям, в большинстве арабам. Этот год всегда с радостью встречали арабские фермеры, участвующие в таких сделках — их продукция получала статус кошерной, и ее на корню скупали торговцы, обслуживающие ортодоксальный религиозный сектор. Лишь 10-15% населения переключались в такие годы исключительно на привозные сельхозпродукты, а правительство отменяло таможенные пошлины на их импорт.
По словам нотариуса Авнера Гольдшмидта, проверенная временем процедура фиктивной сделки практически исключает нежелательные последствия: «Юристы проводят долгие часы за составлением контрактов, чтобы соблюсти требования шмиты, в том смысле, чтобы, как бы еврейская земля не обрабатывалась, но вместе с тем, чтобы владельцы впоследствии получили свое имущество обратно, чтобы эти земельные участки не оказались проданными навсегда!»
Такой порядок вещей существовал до нынешнего года. Однако недавно ряд городских раввинатов, включая иерусалимский, отказались подчиняться постановлению главного раввината и присваивать такой еврейско-арабской сельхозпродукции статус кошерной. Это новшество уже затрагивает гораздо большую часть населения, которая хоть и не живет во всем по Торе, но соблюдает многие традиции, и предпочитает кошерную пищу. Большинство крупных сетей супермаркетов Израиля также продает исключительно сертифицированные раввинатами продукты.
Изменения на рынке требуют изворотливости, и фермеры изыскивают другие пути, чтобы не остаться не у дел. Например, овощи выращивают внутри специальных деревянных строений, на привозной земле: «Это такой прием, который дает нам возможность дать отдых земле. Земля остается под паром, отдыхает, мы ее не обрабатываем, а все овощи сажаем на привозной земле, насыпанной на пол. Этот способ хорош для маленького участка внутри дома, так как не нарушает запрет шмиты», — отмечает фермер Исраэль Коэн. Однако обойти религиозный запрет можно и другим способом, отмечает он: «Конечно, есть много способов. Например, можно сделать так, чтобы возделывал землю нееврей. Но можно также выращивать овощи и таким образом: в больших картонных коробках, что также исключает контакт с еврейской землей».
Понятно, что плоды земли, выращенные такими «неортодоксальными» способами, требуют дополнительных затрат и будут продаваться по соответствующей цене: «Небольшая наценка, конечно же, будет, но нам с этого много не перепадет, ведь земледелец получает лишь треть той цены, по которой потребитель покупает овощи в магазине», — говорит Исраэль Коэн.
Опрос общественного мнения, проведенный Институтом Смита, показал, что 62% евреев, живущих в Израиле, не имеют понятия о том, что наступающий год является годом шмита, хотя смысл самого слова известен 71% опрошенных. Многие «светские» израильтяне считают, что шмита себя изжила, ведь современные методы обработки земли уже не требуют держать землю под паром, а тем более — всю сразу.
Заместитель министра сельского хозяйства Цви Илан предполагает, что этот год дорого обойдется израильской экономике — фермеры могут понести убытки на сумму более миллиарда шекелей, так как не смогут продать около 20% продукции. Ста трех миллионов шекелей, уже выделенных правительством Израиля, на издержки явно не хватит. Удар по карману ощутят не только фермеры, предупреждает Илан, — всему населению Израиля, покупающему продукты в крупных супермаркетах, придется платить гораздо больше, поскольку цены на весь импорт здесь значительно выше, чем на товары местного производства. Таким образом, за вынужденное соблюдение заповеди Торы заплатят и светские евреи, и арабы, и вообще все жители страны…