Ссылки для упрощенного доступа

Годовщина теракта на Каширке: "Как на войне: тишина, пыль сыпется, и никто даже не шевелится"


Терракт на Каширском шоссе в Москве, 1999 год
Терракт на Каширском шоссе в Москве, 1999 год

В Москве сегодня вспоминают погибших в 1999 году в результате теракта на Каширском шоссе. Родственники погибших, спасатели, пожарные, все, кто так или иначе был задействован в ликвидации последствий этого взрыва, приносят цветы к памятному знаку, установленному на месте трагедии. 8 лет назад в 5 часов утра от взрыва обрушился многоэтажный дом, от взрыва погибли 124 человека, среди них 13 детей.


Теперь о том, что когда-то по адресу Каширское шоссе, 6 корпус 3 стоял жилой дом, напоминает лишь памятная стела. Сегодня к ней добавилась мемориальная доска, на которой выбиты имена всех 124 погибших во время взрыва.


Говорит жительница соседнего дома, пришедшая сегодня возложить цветы на место трагедии: «Мы здесь живем рядом, мы это все пережили 8 лет назад, и до сих пор боль не утихает.


Это невозможно забыть. И мы очень сегодня рады, что все-таки через 8 лет увековечили имена безвинно погибших людей. Вот сегодня открыли мемориальную доску, и мы очень рады этому, что их память не будет забыта. Потому что им это уже не нужно, это нужно живым, чтобы никогда об этом не забывали, что это могло произойти с любым из нас с любой момент».


Памятная стела на месте взорванного дома появилась вскоре после разбора завалов. А вот о том, стоит ли устанавливать здесь мемориальную доску, споры велись много лет.


Заместитель префекта Южного административного округа Москвы Лариса Мартьянова рассказывает: «Сразу после трагедии было такое очень настроение у людей тяжелое, и они как-то не соглашались, чтобы здесь напоминало что-то кладбище. И они говорили: "Есть памятный знак, и каждый может прийти и здесь поклониться". Поэтому проводился специальный опрос жителей, принималось решение муниципального собрания, депутатов муниципального собрания, в Московской городской Думе обсуждался вопрос, и только после того, когда достигнут был консенсус со всеми общественными структурами, тогда была изготовлена и установлена эта доска.


Утром 13 сентября 1999 москвичи, не успевшие еще опомниться после взрыва дома на улице Гурьянова (прошло ведь всего четыре дня), узнали о новой трагедии: взорван дом на Каширке.


«Это случилось рано, в 5 часов утра. Я слышу какой-то взрыв - и у меня даже ноги с моей постели упали. И я встала и боюсь выходить. Но на балкон все равно вышла. И слышу - разговоры, крики: "Взрыв! Взрыв!" И все побежали. Конечно, я оделась, слышу - соседка дверью хлопнула. И я вышла. И мы пошли. И как раз на этой горочке, где сейчас детский садик, мы стояли. А потом нам сказали уходить. Здесь были клубы дыма, ничего не видно. И образовавшаяся яма», - рассказывает москвичка.


Жители соседних домов каждый год приходят к мемориалу, воздвигнутому на месте разрушенного дома: «Здесь моя приятельница с мужем жили. Они спали, так вот они, обнявшись, и погибли. Собака осталась у них жива, до сих пор жива. И сервиз фарфоровый».


Приведенное в действие взрывное устройство полностью разрушило восьмиэтажный жилой дом. 124 человека, среди которых было 13 детей, погибли. Выжили только двое - Юрий Сафонцев и Максим Мишарин, в 1999-ом ему было 24 года. Родители Максима погибли под обломками, сам он до сих пор не может понять, как ему удалось выжить: «Я чувствовал, что я летел долго, потом упал. И это падение меня разбудило. То есть я еще летел - и спал. Потом пришел в себя. Пыль, песок летит. Я спал прямо рядом с мамой, отец - в другой комнате. И сразу начал искать, есть ли кто живой. Сидел минут семь на этой груде обломков и старался, хотел услышать, чтобы кто-то хотя бы крикнул. Как на войне: тишина, пыль сыпется, и никто даже не шевелится, тихо, ни звука, ни дыхания никакого нет. Вообще, тишина мертвая».


Теперь Максим признается, что стал фаталистом, и что очень скучает по своим родителям, со смертью которых до сих пор не может смириться.


«Всегда, всю жизнь думаешь, как и все люди, что только не с тобой это случится, только не с тобой, как такое может быть... Родители приехали, на самом деле, на три дня всего лишь, из Тверской области, отдохнуть. На пенсию только ушли, только началось счастье: дети помогают, родители живут, внуков ждут. Вот видите, как судьба распоряжается. Не знаю, почему так...»


Спустя три дня после теракта на Каширке, раздался новый взрыв, на этот раз в Волгодонске. 18 человек погибли, более 100 были ранены. К этому времени основной фигурант московского дела Ачемез Гочияев был уже известен. По данным прокуратуры, именно он укладывал мешки с гексогеном в подвалы московских многоэтажек. Именно он стал первым подозреваемым в организации взрыва в Волгодонске. И он - единственный из группы террористов-"взрывников" - до сих пор жив и на свободе. Исполнители теракта на Каширском шоссе Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов приговорены пожизненному заключению.


История со взрывами жилых ломов обросла множеством слухов. И тогда и теперь всех интересует: кому и для чего понадобились такие жертвы? Версии появлялись одна за другой, виновными назначали ваххабитов, арабов, Басаева, бин Ладена, но больше остальных россиян потрясло предположение о том, что инициаторами взрывов могли стать… спецслужбы. Именно эту версию развили в своей книге "ФСБ взрывает Россию" бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко и историк Юрий Фельштинский.


Российские правозащитники и политики начали было альтернативное расследование терактов. По инициативе депутата Сергея Юшенкова была организована общественная комиссия по расследованию причин взрывов домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, но вскоре ее работа сошла на нет. В апреле 2003 был убит основатель и идейный вдохновитель комиссии Сергей Юшенков. В июле того же года при странных обстоятельствах скончался другой активный член комиссии - депутат ГД Юрий Щекочихин.


XS
SM
MD
LG