Ссылки для упрощенного доступа

Почему не восстанавливают испанский город, разрушенный в ходе войны 70 лет назад


Ефим Фиштейн: История XX века знала много разрушенных дотла в ходе военных действий городов и поселков. Большинство из них восстанавливалось после войн: в память о былом оставлялось разве что какое-нибудь одно разрушенное здание. Ну а в Испании после гражданской войны второй половины 30-ых годов в назидание потомкам не восстановили целый город. И его руины до сих пор напоминают об этой войне. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Речь идет о Бельчите, что находится на севере Испании недалеко от Сарагосы. 70 лет назад, в августе-сентябре 1937 года этот доселе никому не известных городок оказался в центре внимания мировой прессы. Здесь развернулось крупнейшее сражение в ходе наступления республиканских войск на Арагонском фронте. Верные правительству Республики воинские части атаковали мятежные войска генерала Франсиско Франко, который к осени 37-го года захватил с помощью свои союзников – Гитлера и Муссолини – больше половины страны. Неожиданно для республиканского командования небольшой гарнизон мятежников в Бельчите оказал сильное сопротивление. И хотя городок, в конце концов, республиканцам удалось захватить, общее наступление на столицу Арагона – Сарагосу захлебнулось. Рассказывает испанский историк и журналист Сесар Видаль:



Сесар Видаль: Все усилия сосредоточились вокруг Бельчите, населенного пункта в 50-ти километрах от столицы Арагона. Наступление республиканцев на Арагонском фронте ставило целью, помимо всего прочего, остановить продвижение противника на других фронтах. Неудача операции объясняется слабой подготовкой республиканский войск, их плохой дисциплиной и неопытностью так называемых «народных командиров», типа Энрике Листера или Валентина Гонсалеса по кличке «крестьянин», а также сильным сопротивлением франкистов, среди которых были ветераны войны в Африке и иностранные наемники. Бельчите стал для республиканцев определенным камнем преткновения, где бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Почувствовав, что дальнейшее сопротивление бесполезно, остатки франкистов прорвали окружение и отошли к главной линии обороны своих войск.



Виктор Черецкий: В ходе боев, превращенный франкистами в крепость, средневековый городок был полностью разрушен. Половина его населения погибла от обстрелов и бомбежек. Был разрушен древний собор и другие архитектурные памятники, практически все жилые дома. Сесар Видаль:



Сесар Видель: Мне в свое время, лет двенадцать назад, удалось поговорить с жителями Бельчите, которые пережили трагедию. Они рассказывали, что в дни боев их положение было отчаянным. Люди скрывались в погребах, а те, что пытались выбраться, чтобы добыть воду, продукты или лекарства, погибали от бомб и пуль. Хорошо еще, что бои продолжались всего две недели, а то из полутора тысяч жителей поселка вообще бы никто не выжил.



Виктор Черецкий: Гражданская война в Испании продолжалась почти три года. Победителем из нее вышел Франко, который установил в стране режим тоталитарного типа. Как всякий диктатор, он патологически любил грандиозные монументы, пантеоны, мемориалы и прочие архитектурные памятники, напоминающие о событиях с его участием. Бельчите диктатор решил не восстанавливать и сохранить руины в качестве своеобразного монумента.


Франко умер в 1975 году. Испания с тех пор стала демократическим государством и сегодня развалины Бельчите уже мало кто воспринимает как свидетельство славы его защитников-франкистов: разве что ностальгирующие по тоталитаризму старички, которые время от времени собираются здесь, чтобы спеть фашистские гимны, подняв руки в приветствии, который они заимствовали у Гитлера, и вспомнить собственного «вождя-каудильо» Франко.


Но это еще не значит, что городок предан забвению со стороны испанской демократии. О том, что Бельчите должен напоминать испанцам об ужасах войны говорилось, в частности, на состоявшейся в эти дни в Сарагосе научной конференции, посвященной 70-летию боев у этого арагонского поселка. Ана Олива – одна из организаторов конференции:



Ана Олива: Мероприятия, которые мы проводим в связи с 70-летием, ставят своей целью восстановление исторической памяти. Мы считаем, что будущие поколения испанцев не должны забывать о трагедии нашей гражданской войны и, в частности, о том, что произошло в Бельчите. Поэтому на конференции мы не только вспоминали события того времени, но и планировали, что сделать, чтобы люди знали и помнили свою историю. Франко сохранил руины Бельчите, заявив, что они будут напоминать о «варварстве красных», то есть республиканцев. Но время все расставило на свои места: именно Франко поднял мятеж против испанской демократии, именно он развязал братоубийственную войну, а затем уничтожил в стране свободы и навязал нам почти на 40 лет фашистский режим. Так что, Бельчите – это, скорее, памятник дикости и варварству мятежников. И об этом следует говорить людям, которые еще наивно полагают, что наша война была неким наваждением, что в ней не было ни правых, ни виноватых. На самом деле, виноватые были. Восстановление исторической памяти, исторической справедливости, и заключается в том, чтобы люди узнали всю правду о войнах. И помнили тех, кто отдал жизнь за идеалы свободы и демократии.



Виктор Черецкий: В юбилейной конференции в Сарагосе приняли участие многие видные испанские исследователи, специалисты по гражданской войне, представители общественности и даже ветераны-республиканцы, которым уже за 90-лет. Ана Олива:



Ана Олива: В конференции принял участие профессор Сарагоскского университета Хулиан Касановас, один из главных специалистов по истории гражданской войны. Он выступил с докладом о сражении в Бельчите в контексте событий гражданской войны 1936-39 годов. С докладом выступил также профессор Франсиско Эчевериа Гавилондо, известный патологоанатом, который занимается идентификацией останков погибших в годы войны республиканцев. Ведь до сих пор в Испании числятся пропавшими без вести не менее 30 тысяч сторонников республики. Франкисты похищали людей и расстреливали их без суда и следствия: останки республиканцев покоятся в тайных могилах, поисками которых занимаются наши общественные организации. Восстановление исторической памяти и исторической справедливости требует достойно перезахоронить жертвы произвола. Кстати, основатель общественной организации «За восстановление исторической памяти» Сантьяго Масиас тоже принял участие в конференции. Он напомнил собравшимся, что восстановление памяти, прежде всего, нужно для того, чтобы кошмары гражданской войны никогда не повторились на испанской земле.



Виктор Черецкий: На конференции в Сарагосе также говорилось о помощи, которую оказывала республиканскому правительству Россия. На Арагонском фронте находились российские военные советники, танкисты, летчики, артиллеристы. В боях принимали участие 90 самолетов конструкции Поликарпова – И-15 и И-16. , более ста танков Т-26. О значение этой помощи говорит историк, бывший депутат парламента Хайме Бальестерос:



Хайме Бальестерос: Эта помощь – продажа оружия и снаряжения - была очень важной для республики, поскольку другие государства придерживались так называемого Пакта о невмешательстве в дела Испании, что лишало законное испанское правительство возможности приобретать оружие за границей. Кстати, Гитлер и Муссолини этого пакта не «замечали» и посылали мятежникам все необходимое. Так что советскую помощь, прорвавшую блокаду, трудно переоценить. Россия, к примеру, продала нам самолеты. Они вполне могли противостоять самолетам противника – немецким и итальянским. Присланы были и летчики, которые, кроме всего прочего, помогли в подготовке летчиков-испанцев. Это был весьма весомый вклад в дело защиты Республики.



Виктор Черецкий: Любопытно, что и на стороне мятежников на Арагонском фронте воевали россияне из числа белоэмигрантов. Они вступили в ряды франкистов добровольно, перебравшись в Испанию из Франции. В мемуарной литературе, написанной самими бывшими белогвардейцами, называется цифра от 70 до 128 добровольцев. Испанские источники, наиболее точные, поскольку основываются на списках личного состава иностранного легиона, в котором служили эти россияне, называют цифру в 40 человек, не более. И это при том, что в соседней Франции проживали тысячи бывших российских военных с богатым опытом. Но к чести русского офицерства надо сказать, что встать под знамена фашистского «каудильо» они не спешили. Рассказывает историк Сесар Видаль:



Сесар Видаль: В сражении при Бельчите россияне принимали участие и с одной, и с другой стороны. На стороне Франко сражались бывшие российские офицеры с опытом Первой мировой и гражданской войны в России. Безусловно, это была лишь горстка людей, но они оставили о себе память даже в нашей литературе. Так, героем одного из лучших романов о гражданской войне в Испании стал русский офицер-кавалерист, воевавший в рядах франкистов. Речь идет о романе Сальвадора Гарсиа де Прунеда «Одиночество Алькунесы», написанном в начале 60-ых годов прошлого столетия на основе реальных событий войны.



Виктор Черецкий: Впрочем, сам Франко к россиянам-белоэмигрантам поначалу относился с явным предубеждением: офицеры и генералы у него могли рассчитывать лишь на звание рядового и лишь в рядах легиона, в котором собирались наемники-головорезы со всего мира. Ну а когда один из русских генералов попросил «каудильо» создать отдельную российскую часть, пообещав собрать в ней тысячи опытных бойцов, тот наотрез отказался: мол, мы и без вас обойдемся. Между тем, легионеры были ударной силой, которая безжалостно бросалась в самое пекло, поэтому неудивительно, что к концу войны из россиян в живых осталось лишь меньше половины. Самые большие потери бывшие белогвардейцы понесли как раз на Арагонском фронте. Именно здесь погиб один из наиболее известных добровольцев франкистской армии – бывший деникинский генерал Анатолий Фок.


Между тем, региональное правительство Арагона уже подготовило специальный план сохранения руин Бельчите. Речь пока не идет о создании какого-либо мемориала – лишь о консервации развалин. Рассказывает сотрудница отдела культуры арагонской администрации Лаура Диас.



Лаура Диас: План предусматривает работы по консервации развалин, которые за 70 лет во многом утратили свой первоначальный вид. Речь идет о довольно амбициозном плане, который требует больших капиталовложений. Осуществлять его предстоит без спешки в течение длительного периода, поскольку сразу произвести все задуманные работы невозможно из-за отсутствия надлежащего финансирования. Сейчас, в соответствии с нашим планом, уже разработан проект и выделены средства - 90 тысяч евро - для консервации развалин городских ворот. Работы будут осуществляться в течение года. Затем наступит очередь других зданий.



Виктор Черецкий: Одно из полуразрушенных зданий называется с послевоенных времен «Россия». Речь идет о руинах большого каменного амбара на окраине городка, в котором франкисты устроили после войны каторжную тюрьму для политических заключенных-республиканцев. Почти все находившиеся там заключенные умерли от истощения и болезней. Название тюрьме придумали сами франкисты, ведь многие республиканцы после поражения иммигрировали в Россию, ну а те, что уехать не смогли тоже оказались в «России» - на окраине разрушенного Бельчите. Возможно, в бывшем амбаре-тюрьме будет устроен музей памяти жертв диктатуры.


XS
SM
MD
LG