Турецкая система высшего образования — светская, как и само турецкое государство. В местные университеты поступают не только турки, но и абитуриенты из пограничных стран, включая и бывшие советские республики. Качество высшего образования в Турции оценивается по-разному, однако в некоторых аспектах оно предпочтительнее, например, российского.
«Мы смотрим на тебя, Турция, мы готовы отдать тебе все силы», — этими словами студенческого гимна начинают занятия учащиеся турецких высших учебных заведений. В турецких университетах, институтах и колледжах учатся тысячи молодых людей из стран Центральной Азии, Азербайджана и России. «Мы стремимся привлечь в высшие учебные заведения Турции как можно больше студентов из сопредельных стран. Это хорошая основа для развития отношений Турции с соседними государствами», – говорит представитель министерства образования.
Предложения учиться в Турции появляются каждую весну на сайтах государственных и общественных организаций. В Симферополе, Баку, Алма-Ате, Бишкеке, Казани и Ташкенте развернута целая сеть офисов по привлечению иностранных студентов. Узбеки, казахи, азербайджанцы, бывшие частыми гостями столичных советских вузов, сейчас отправляются на учебу в Турцию.
«В Турции очень хорошие люди, чего не скажешь о Москве, — говорит говорит Кунсулу Жилкишиева из Казахстана. — В Москве иностранцев не любят, стараются каждым удобным случаем унизить их. Да, конечно, обзывают ужасно: "Узкоглазые… Понаехали тут…" После окончания университета ты можешь работать вообще в любой стране мира, это котируется во всем мире».
Турция не Европа: история через национальную призму
Босфорский университет — один из самых престижных в Турции. Выпускникам гарантирована работа в лучших турецких компаниях. Здесь работают известные преподаватели. Базой университета стал знаменитый колледж «Роберт», открытый американским преподавателем, изобретателем, техником, архитектором доктором наук Сирусом Хэмлин и богатым нью-йоркским коммерсантом Кристофером Робертом. По словам выпускницы института Зейнеб Аксар, студенты называют колледж «турецким Гарвардом»: «Б осфорский университет основан на богатом опыте американской системы образования. Исторические здания и вид на залив придают этому месту необыкновенную атмосферу. Библиотеки, учебные корпуса, инженерные лаборатории... Однако такая атмосфера не везде. Не так давно на юго-востоке страны был уволен с должности ректор, который неоднократно получал взятки от студентов».
Турецкая профессура имеет отличный от европейцев взгляд на преподавание некоторых предметов. Например, на лекциях по истории отрицается геноцид армян на территории Османской империи. Студентам сложно пользоваться иностранными интернет-сайтами, да и политическое инакомыслие не приветствуется. По-своему смотрят турки и на теорию Дарвина. Не так давно группа учителей одной из школ на юге Турции была оштрафована за преподавание эволюционной теории и «попрание религиозных чувств учеников». Жалобу в Минобразование направил имам местной мечети.
«Со времен основания Турецкая Республика является светским государством, — говорит преподаватель одного из стамбульских высших учебных заведений Ахмет Кылыч. — Все посягательства на устои караются действующим законодательством. Образовательная система Турции носит светский характер. Женщинам-мусульманкам запрещено находиться в стенах учебного заведения в мусульманской одежде».
«Парикмахерские меры» против национализма
Обучение — как в государственных, так и в частных университетах — сравнительно недорогое. Например, в государственном университете — от 400 до 650 долларов в год. В студенческих кемпингах царят довольно свободные нравы: устраиваются дискотеки, распивают спиртное. Популярны майки с Че Геварой, значки с символикой кубинских коммунистов, но не это вызывает опасения властей. Местная пресса сообщает о росте националистических настроений в студенческой среде. В некоторых университетах до сих пор нелегально действует запрещенная экстремистская группировка «Серые волки», известная расправами над неугодными журналистами и политиками. Мобильные боевые отряды состоят из безработных и провинциальной студенческой молодежи.
«Не секрет, что среди молодежи процветают националистические настроения, — говорит редактор молодежного интернет-сайта Айше Портакал. — Книга Адольфа Гитлера "Майн кампф" занимала около года ведущие места по продажам среди студентов. Все чаще можно видеть студентов, щеголяющих по улицам Стамбула со значками с националистической символикой. Что делать с этим, никто не знает. Пока никакие меры не помогают».
Вот одна из этих неэффективных мер. В середине восьмидесятых годов в университетских кампусах был чрезвычайно популярен экстремизм во всех политических видах. Леваки носили длинные волосы «а ля Че Гевара», сторонники «Серых волков» — длинные, так называемые, «османские» усы, а исламские фундаменталисты брили голову и отпускали окладистые бороды. Власти запретили студентам носить бороды и во имя «национального единства» потребовали носить одинаковую прическу. Эти парикмахерские меры борьбы с политическим радикализмом успеха не имели.